Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2006

Я иду на урок

ПРАКТИКА

Сергей Шешуков


Проверочная работа по драме А.Н. Островского «Гроза»

1-й вариант

1. Соотнести определения (см. табл. 1) и литературоведческие понятия: драма, трагедия, комедия, водевиль

Таблица 1

А Б В Г
Драматическое произведение, в основе сюжета которого лежит неразрешимый жизненный конфликт, завершающийся в большинстве случаев гибелью героев Драматическое произведение, обличающее посредством осмеяния пороки людей и отрицательные явления социальной действительности Kороткая комическая пьеса, обычно с пением Драматическое произведение, в котором воспроизводится преимущественно частная жизнь людей. В ней изображается напряжённая борьба героев и острый, преимущественно социальный конфликт

2. Выбрать определение понятия “ремарка”.

А) Часть акта, в которой состав действующих лиц не меняется или появляется новое действующее лицо.

Б) Текст, заключающий в себе слова одного из действующих лиц.

В) Представление героев, в котором рассказывается об их возрасте, социальном положении и т.д.

Г) Пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.

Д) Большая часть драматургического произведения.

3. Восстановите последовательность событий.

А) Самоубийство Катерины.

Б) Тихон возвращается из Москвы.

В) Разговор Катерины с Варварой о детстве.

Г) Знакомство с жителями города Калинова и обрисовка их нравов.

Д) Борис покидает город.

4. Кто это говорит?

А) “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться с этой коры”.

Б) “Молодость-то что значит! Смешно смотреть даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего не знают, никакого порядка. Проститься путём не умеют”.

В) “Я грубиян считаюсь… он — слово, а я — десять; плюнет да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану”.

5. Определите по репликам, о ком идёт речь.

А) “Одно слово: воин!”

Б) “И на воле-то он словно связанный”.

Г) “И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”.

6. Кто из героев произносит эти поэтические строчки? Какому поэту они принадлежат?

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.

2-й вариант

1. Выбрать определение понятия “драма”.

А) Драматическое произведение, в основе сюжета которого лежит неразрешимый жизненный конфликт, завершающийся в большинстве случаев гибелью героев.

Б) Драматическое произведение, обличающее посредством осмеяния пороки людей и отрицательные явления социальной действительности.

В) Короткая комическая пьеса, обычно с пением.

Г) Драматическое произведение, в котором воспроизводится преимущественно частная жизнь людей. В ней изображается напряжённая борьба героев и острый, преимущественно социальный конфликт.

2. Соотнесите термины и их толкование (см. табл. 2).

Таблица 2

А) Представление героев, в котором рассказывается об их возрасте, социальном положении и т.д. 1) Реплика
Б) Большая часть драматургического произведения 2) Ремарка
В) Часть акта, в которой состав действующих лиц не меняется или появляется новое действующее лицо 3) Действие (Акт)
Г) Пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида 4) Явление
Д) Текст, заключающий в себе слова одного из действующих лиц 5) Афиша

3. Восстановите последовательность событий.

А) Бегство Варвары из дома;

Б) Тихон едет по делам в Москву;

В) Встречи Катерины и Бориса;

Г) Знакомство с жителями города Калинова и обрисовка их нравов.

4. Кто это говорит?

А) “…Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю”.

Б) “Отчего люди не летают!”

В) “Ты подумай-то: какой ни на есть, а я всё-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как я знаю, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?”

5. Определите по репликам, о ком идёт речь.

А) “Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”.

Б) “Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится”.

В) “Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали — молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только её не мучьте!”

6. Кто из героев произносит эти поэтические строчки? Какому поэту они принадлежат?

Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне — дна.

КЛЮЧИ

1-й вариант

1.

  • А — трагедия,
  • Б — комедия,
  • В — водевиль,
  • Г — драма.

Комментарий. Теория литературы, жанры драмы.

2. Г.

Комментарий. Теория литературы (драматургический язык).

3. Г–В–Б–Д–А.

Коментарий. Знание сюжета.

4. 

  • А — Кулигин,
  • Б — Кабаниха,
  • В — Кудряш.

Комментарий. Речевая самохарактеристика геров (узнавание).

5.

  • А — Дикой,
  • Б — Катерина,
  • В — Тихон.

Комментарий. По речевой характеристике определить героя.

6. А — Кулигин.

Г.Р. Державину.

Комментарий. Русская поэзия на страницах «Грозы». Образ Кулигина.

2-й вариант

1. Г.

2. 1Д 2Г 3Б 4В 5А.

3. Г–Б–В–А.

4.

  • А — Дикой,
  • Б — Катерина,
  • В — Тихон.

5.

  • А — Кабаниха,
  • Б — Катерина,
  • В — Борис.

6. Кулигин.

М.В. Ломоносову.

Оценка самостоятельных работ:

“5” — ученик выполнил все задания верно;

“4” — выполнено правильно не менее 3/4 заданий;

“3” — в работе правильно выполнено не менее 1/2 заданий;

“2” — в работе не выполнено более 1/2 заданий;

“1” — ученик не выполнил ни одного задания.

Каждый правильный ответ —1 балл.

Рейтинг@Mail.ru