Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №16/2006

События и встречи

Трибуна

К нашим читателям

Стремясь сделать наш тематический номер максимально полезным для учителя, мы распределили все его материалы по четырём разделам.

Задача первого раздела — представить эпоху в целом. Вводная статья С.А. Трифоновой рассказывает о ходе российской истории в XVIII веке, о философско-мировоззренческих основах культурного строительства, о главных фигурах литературного процесса. Статья поможет разработать подробный вводный урок о XVIII веке, позволит учителю сориентироваться в этой непростой эпохе, обозначить в ней нужные акценты. Этой же цели служат и два интервью с крупнейшими специалистами по XVIII веку — филологом А.М. Песковым (МГУ) и историком А.Б. Каменским (РГГУ).

Второй раздел — поэтический. Мы расскажем о том, как можно выстроить систему уроков по поэзии XVIII века от Тредиаковского до Державина (статья С.В. Волкова), предложим материалы для изучения конкретных стихотворений Ломоносова и Державина — как монографического, так и сопоставительного (статья Н.А. Шапиро). Пригодятся учителю в работе и практические задания для проверочных работ, разработанные Р.А. Храмцовой и И.К. Чернышёвой. Поэзии посвящено также наше традиционное «Задание со звёздочкой»: оно обращает внимание читателя на отголоски классической традиции в стихотворениях XX века.

Третий раздел отдан прозаическим и драматическим произведениям XVIII века, изучаемым в школе. Мы стремились уйти от обычных разборов текста — их учителя найдут в учебниках и пособиях. Более важным казалось нам обсудить проблемы непосредственно чтения прозы и драматургии XVIII века на уроках и дома. Н.И. Котляревская в своём «Дневнике учителя» (его публикация началась в № 15) рассказывает о том, как планировались и как в реальности прошли в её классах уроки по «Недорослю» Фонвизина. Это попытка честного подхода к изучению произведения, далёкого от читательских интересов восьмиклассников. Необычен и материал по Радищеву: здесь учителям предлагается самим перечитать «Путешествие из Петербурга в Москву», увлечься этим замечательным текстом, прежде чем они пойдут на урок. Практические советы по построению письменных работ на материале «Бедной Лизы» Карамзина вы найдёте в статье Н.Ю. Плавинской.

Раздел четвёртый — рекомендательно-библиографический. Мы попросили наших коллег из редакций газет «Русский язык», «История», «Искусство», «География» рассказать о тех книгах и статьях, которые, на их взгляд, пригодятся учителю-словеснику, изучающему с детьми литературу XVIII века. Кроме того, мы знакомим читателя с некоторыми полезными интернет-ресурсами, посвящёнными рассматриваемой эпохе.

XVIII столетие не закончилось с наступлением царствования Александра I. В литературе отголоски этой эпохи будут слышны вплоть до современности. «XVIII век — что дальше?» — главный вопрос последней статьи этого номера, которой мы не столько завершаем, сколько открываем тему. Для её продолжения в редакционном портфеле есть много интересных материалов. Надеемся мы и на энтузиазм наших читателей-словесников. Страницы газеты всегда открыты для встреч с литературой и культурой восемнадцатого века.

Рейтинг@Mail.ru