Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2006

Архив

Задание со звёздочкой

ВОПРОС

Вот пятнадцать фрагментов из характеристик индивидуальных образов природы у двенадцати разных поэтов XVIII–XX веков. Они взяты из интереснейшей и весьма полезной для учителя книги М.Эпштейна «Природа, мир, тайник вселенной» (М., 1990). Попробуйте определить, о каком поэте идёт речь в каждом отрывке. Что вам помогло это сделать? Какие отрывки посвящены одному и тому же поэту? Подумайте, какими именно стихами можно было бы подтвердить высказанные исследователем мысли. С какими наблюдениями вы не согласны? Напишите подобным образом про любого поэта, не вошедшего в этот список.

1. … — певец ночи, но не тёмного хаоса, противостоящего дню, а изнутри осветлённой, гармонической ночи, дрожащей мириадами огней. По ночам и по звёздам, по количеству посвящённых им стихотворений … не имеет равных в русской поэзии (каждое шестое-седьмое в его богатом лирическом наследии); по лунным образам его опережает только С.Есенин.

2. Удивительно сочетается в … любовь к грандиозным, стихийным явлениям природы: вулкану, водопаду — с пристальностью к мельчайшим звуковым и цветовым оттенкам, повторам, к эху и отражению предмета в воде.

3. Значение … в истории русской пейзажистики — не столько открытие новых тематических областей, сколько соединение ранее открытых мотивов в стройную систему национального поэтического восприятия природы.

4. … внёс в русский поэтический пейзаж вертикальное измерение — устремлённость ввысь. Почти постоянно в его стихах присутствует небо, причём в отличие от поэтов XVIII века, для которых небо — часть совершенного и равноправного в своих частях космоса, у … оно противопоставляется земле, выступает как недоступная область мечтаний и стремлений лирического героя.

5. … — основоположник страшного, “инфернального” пейзажа, чаще всего развёртывающегося в ночном лесу: крик воронов, вой волков, багровая луна… Вместе с тем поэту свойственно и просветлённое, “ангельское” видение природы в её чаемых возможностях преображения.

6. … вводит в русскую поэзию мотив полдня во всей его метафизической значимости — как высшей точки в циклическом движении природы, предельного напряжения и замирания всех её жизненных сил.

7. Благодаря … в русской поэзии закрепились и обрели философскую значимость образы грозы, зарниц, ночного ветра, наконец, самой ночи — разнообразные свидетельства демонической сокровенной жизни природы.

8. …, основоположник городского пейзажа, впервые передал в стихах душный запах городского воздуха, вид застойной воды, зацветающей в каналах, одним словом, воссоздал природу в месте её гибельного сплетения с цивилизацией.

9. Образ луны-месяца встречается примерно в каждом третьем произведении …

10. Как бы ни менялась география стихов …: от степных раздолий и лесной глухомани ранней поры до азиатских, ближневосточных, тихоокеанских, средиземноморских пейзажей — глубже всего поэт переживает одиночество человека среди природы и одиночество природы без человека, “блаженную тоску” пустынности.

11. … — поэт зорь и зарев, жестоких и кровавых рубежей, которыми отмечено круговращение света в природе. От ранних до зрелых его произведений небо у него — горящее или сожжённое. По описанию зорь и особенно закатов … занимает первое место в русской поэзии.

12. Одна из оригинальных черт пейзажей …, почти отсутствующая у предшественников, — пасмурное небо, закрытое тучами и облаками, низко нависшее над землей. Из светил делается исключение лишь для луны, но и она у …, как правило, глядит на землю сквозь туман, расплывается мутным пятном.

13. Для раннего творчества … характерно принципиально новое в русской поэзии трагическое видение природы — растерзанной, надломленной, гибнущей, как будто с мира сдирается его старая оболочка.

14. Образ яркой и звонкой России, со сладкими запахами, шелковистыми травами, голубой прохладой, именно … был внесён в поэтическое самосознание народа.

15. Любимые образы … — мелкие дробные части природы: ветки, почки, капли, льдинки, звёзды, градинки, снежные хлопья, стручки гороха — всё, что сыплется, брызжет, катится, шевелится, трепещет, воплощая неусыпное кипение жизни.

ОТВЕТ

1. Фет. 2. Державин. 3. Пушкин. 4. Лермонтов. 5. Жуковский.

6. Лермонтов. 7. Тютчев. 8. Некрасов. 9. Есенин. 10. Бунин.

11. Блок. 12. Пушкин. 13. Маяковский. 14. Есенин. 15. Пастернак.

Задание подготовил Сергей Волков.