Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2006

Архив

ПРАКТИКААлександр Солженицын. Фото 1960-х годов.

Татьяна БАТАЛОВА


Татьяна Николаевна БАТАЛОВА (1952) — учитель русского языка и литературы МОУ «Зарубинская средняя общеобразовательная школа» села Зарубино Топкинского района Кемеровской области.

Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

Оборудование

1. Словарь к уроку: духовность, праведник, праведничество, характер.

2. Портрет А.И. Солженицына, иллюстрация к рассказу.

3. Магнитофон (запись финала рассказа).

На доске записаны: проблемный вопрос “Можно ли Матрёну считать праведницей?” и ответы на него, в которых представлены различные точки зрения.

“Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша” (А.И. Солженицын).

“...Вывод этот о праведничестве несколько теоретичен, в финале рассказа как бы натягивается на Матрёну одеяние праведницы” (В.А. Чалмаев).

Совместно с учениками проводим исследование проблемы. (Проблема — сложный вопрос, задача, требующая разрешения.)

— Почему рассказ Солженицына мы можем рассматривать в контексте темы праведничества? Что на это указывает?

(Первоначальное название рассказа. Финал рассказа, где рассказчик называет Матрёну праведницей.)

(Магнитофон. Запись финала рассказа.)

— Можно ли согласиться с Солженицыным, что Матрёна — праведница?

— Прав ли в оценке Матрёны литературовед Чалмаев?

Чтобы подойти к ответу на поставленный проблемный вопрос, нужно определить, кого можно назвать праведником, что такое праведничество.

Рассмотрим, что сопровождает жизнь праведника и грешника. (Таблица, домашнее задание.)

Праведник Грешник
Вера в Бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа. Терпение, естественность в поведении, непритязательность, неприхотливость, выносливость. Зло, недоброжелательство, труд на себя и работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство — “добро” в значении имущество, злопамятность, эгоизм.

— Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

(Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание.)

— Кто из русских писателей, поэтов XIX столетия обращался к этой теме?

(Н.С. Лесков, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский.)

В XX веке — И.Бунин, Шмелёв, А.Платонов. Н.С. Лесков писал: “Народ не расположен жить без веры”. Христианством обусловлены народные этико-эстетические взгляды, национальное сознание и самосознание, русский характер. (Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в поведении.)

— Как изображена в рассказе религиозность главной героини?

(Ученики, придерживающиеся точки зрения Чалмаева, отмечают, что вера Матрёны весьма неопределённа, “даже скорей была она язычница...”. Далее по тексту: А.Солженицын. «Матрёнин двор».

Сторонники Солженицына убеждают, что Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”. Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба) и с утра по праздникам.)

“Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки, та — мышей душила”.

Матрёна достаточно твёрдо соблюдает традиции и правила жизни воцерковлённого человека (домашние иконы, так как церковь за “5 вёрст”). (Выразительное чтение эпизода «Только на Крещение», с. 117–118). Игнатьич говорит, что всякое дело она начинала “с Богом!” и его провожала в школу, говоря всякий раз “С Богом!”. “Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь притеснить”. Причина скрытности Матрёны в том, что в годы советской власти приучали верующих таиться.

Вера — дело личное, не терпящее шума.

“Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6.6)

В нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны,
И всё священное объемлет тишина.

Д.М. Мережковский. «Молчание»

— Есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини? Почему?

В описании внешности Матрёны Солженицын ориентируется на христианские эстетические традиции. Обратите внимание на то, как показывает Борис Зайцев преподобного Сергия Радонежского (ученики работают с карточкой-информатором).

“...Настолько бедную одежду он носил, что она была беднее и хуже, чем у любого из иноков его”.

“...Когда хотелось ему улыбнуться, он и это делал с великим целомудрием и воздержанием”.

“...Сергий как раз пример... ясности, света прозрачного и ровного...”

Без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пёк, и еду варил, кроил и шил одежду, обувь...”

“...После смерти Преподобного лицо его было светлым, как снег, а не как обычно у мёртвых, но как у живого человека или ангела Божьего, показывая этим душевную его чистоту, от Бога воздаяние за труды его”.

— На каких портретных деталях Матрёны сосредоточено внимание писателя? Какова роль этих деталей?

(Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от неё внутренний свет.

“И всегда... обезоруживала меня лучезарной улыбкой. И простодушно, глядя блёкло-голубыми глазами, спрашивала: «Ну, а к ужоткому что вам приготовить?»”

“Но лоб её недолго оставался омрачённым... возвращалась уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой”.)

— Обратите внимание на фотографию Матрёны, выполненную Солженицыным. Совпадают ли ваши представления о Матрёне с этим изображением её на снимке?

— Как вы понимаете фразу автора: “У тех людей лица всегда хороши, кто в ладах с совестью своей”? Когда Матрёна испытывает стыд, раскаяние?

(Матрёна умеет радоваться жизни, душа её светла, не омрачена злом и завистью, у неё и лицо красивое.)

Анализ эпизода «Матрёна слушает музыку». (Сообщение учащегося.)

В этом эпизоде запечатлена глубокая связь Матрёны с поколениями её предков, для которых музыкально-речевая культура во все времена была важной и неотъемлемой частью их образа жизни, составляла их незыблемую нравственную основу.

— В чём состоит особенность речевой культуры Матрёны? (Сообщение учащегося, индивидуальное домашнее задание по статье: Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» // Русская словесность. 1997. № 3.)

Сохранение языка для Солженицына — один из факторов сохранения человеческой личности и самосознания.

— В чём проявляется духовность Матрёны?

(Духовность — духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности.)

— Матрёна стеснительна, деликатна (примеры).

Она добра и приветлива (И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки”. “...Доброе расположение духа” возвращалось к ней быстро.)

— Что было верным средством, возвращавшим Матрёну “в доброе расположение духа”?

(Матрёна трудолюбива, труд — лекарство от болезней, недугов. “Помню стряпни и хозяйства на каждый день...” По первому приказу Матрёна идёт на колхозные работы, совестливая Матрёна стыдится плохой работы “ни к столбу, ни к перилам...” Но не только колхоз, а любая... из тальновских баб могла прийти и пригласить Матрёну “убирать картовь”.)

— “Ни труда, ни добра своего Матрёна не жалела никогда”. Искреннее, тёплое, идущее от сердца чувство христианской любви к людям движет поступками Матрёны. Сила или слабость заключается в том, что Матрёна не может отказать в помощи нуждающимся? Что сказано о труде Сергия Радонежского в очерке Б.Зайцева?

(Работа с карточкой-информатором.)

— Кого из героинь литературы XIX века напоминает Матрёна своей погружённостью в работу?

(Матрёну Тимофеевну Корчагину. “Терплю, а не ропщу! Всю силу, Богом данную, в работу полагаю я”.)

В работе, в “труде великом” раскрываются терпение, безотказность, бескорыстие, отсутствие зависти и радость за благополучие других. Труд оценивается традиционной христианской этикой как необходимое, возвеличивающее праведное дело. Матрёна наделена даром искренней радости за успехи других.

Придерживающийся точки зрения Чалмаева ученик отмечает, что одна из библейских заповедей звучит так: “Не укради”, а Матрёна вместе с другими женщинами в день ходила за торфом — “не по разу”. “В хорошие дни Матрёна приносила по 6 мешков”. Так что одно это не даёт возможности назвать Матрёну “праведницей”, и прав Чалмаев.

— Какие ещё мнения могут быть по этому поводу?

(Матрёна была вынуждена приносить торф.)

“Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения... вообще не достигаются без некоторых «падений». Праведники наибольшие суть те, которые согрешили (и оплакали свои грехи)...” — писал религиозный философ Розанов.

— Как вы понимаете фразу: “Наворочено было много несправедливостей с Матрёной”?

(“...Была больна, но не считалась инвалидом”. Матрёна — многострадальная крестьянка. Страдание — неизбежный спутник жизни человека. “Страдание очищает душу”.)

— Как воспринимает Матрёна свою судьбу? Держит ли она обиду, зло на людей?

(“Но лоб её недолго оставался омрачённым...” Матрёна умеет прощать, умеет примириться сердцем, не питая вражды за обиду. Для неё нормальное состояние не злоба и воинственность, а доброта и смирение.)

— Какие художественные детали создают картину быта Матрёны? Как предметы быта связаны с духовным миром героини? На чём строится жизнь Матрёниного двора? Дома?

(Матрёнин двор — символ особого устройства, “лада”, где есть труд и честность, доброта и терпение, согласие с самим собой и сопричастность всему сущему. Матрёна живёт по канонам, завещанным предками, по правилам, которые считает незыблемыми.)

— Чем отличается мир Матрёниного двора от мира людей, живущих рядом?

(Мир тальновцев — это мир злобы, равнодушия, жадности, зависти, корысти, эгоизма, душевно слепых людей, лжи, неискренности. Эти качества разъедают душу человека, разобщают людей. Солженицын, отвечая на вопрос, от чего все беды страны сейчас, сказал — ото лжи.)

— Почему, вопреки нежеланию Матрёны “заполучить квартиранта”, Игнатич сразу решил “поселиться в этой избе”?

(Почувствовал сходство душ.)

— Закончите фразу: “Жизнь научила меня ... (не в еде находить смысл повседневного существования)”.

— Как вы понимаете смысл первоначального и окончательного названий рассказа?

(«Не стоит село без праведника» — здесь главным словом является “праведник”, что позволяет Солженицыну сместить акценты в сторону моральных, внутренних качеств личности, подвести читателя к размышлению о вечных христианских ценностях.)

Село — символ нравственной жизни, национальных корней человека, село — вся Россия.

Матрёнин двор. Двор Матрёны. Это христианский островок материка. С гибелью героини рушится мир духовных ценностей. И это тревожно. Гибель Матрёниного двора — грозное предупреждение Солженицына о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры.

Матрёна (лат.) — мать. Героиня несёт в себе спасительное начало. Пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить до старости “лучезарную улыбку” — какие же душевные силы нужны для этого!

— Что же позволяет писателю назвать Матрёну праведницей, несмотря на то, что поведение и образ жизни её отнюдь не идеальны?

(Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым — тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.)

Слово учителя. Послушаем, как на этот вопрос отвечает доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии М.Дунаев. “В чём же праведность Матрёны? В нестяжательности. Может, жила просто по душе, проявляя природную её христианскую суть?”

Матрёна — праведница. Она не стяжательница, не накопительница.

Откроем Новый Завет. “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. ...Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6, 19–21).

“Нравственность едина во все века и для всех людей” (Д.С. Лихачёв).

Есть ценностей незыблемые скалы
Над скучными ошибками веков.

О.Мандельштам

Безусловно, все вы хотите иной судьбы. Мечты могут сбыться, а могут и не сбыться, счастье — не состояться, успех — прийти и не прийти, но человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным или неудачным), сохранив в себе и мужество, и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой.

Литература

Архипов Д.Н. и др. Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. М.: Владос, 2003.

Василенко Е. Душа и судьба человека в рассказе «Матрёнин двор» // Литература. 2003. № 23.

Волков С. Стоит ли село без праведника // Литература. 1996. № 21.

Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» // Русская словесность. 1997. № 3.

Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература XVII–XX веков. М., 2002. С. 916–917.

Жигалова М.П. Русская литература XX века в старших классах. Минск, 2003.

Карпов И.П., Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе. Русская литература XX века. С. 361–383.

Локтионова Н. Не стоит село без праведника // Литература в школе. 1994. № 3. С. 33–37.

Максидонова Л.Г. Русская литература XX века. Вторая половина. 11-й класс // Конспекты уроков для учителя литературы. М., 2002.

Нянковский М.А. Уроки литературы в 11-м классе. Развёрнутое планирование.

Нива Ж. Солженицын. М.: Художественная литература, 1992.

Попова Е.В. Есть ценностей незыблемая скала. Духовные ценности в отечественной философии и литературе // Литература в школе. 2003. № 7. С. 22.

Потолков Ю. Прощание с Матрёной // Литература. 1998. № 28.

Семенюк А.Г. Судьба, принесённая в жертву... // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. № 2. С. 37–39.

Симакова Л.А. Душа неподвластна... // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. № 2. С. 35–37.

Чалмаев В.А. А.Солженицын. Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1994. С. 84–87.