Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2006

Я иду на урок

ПРАКТИКАРепродукция с картины В.Е. Маковского «Рыбачки». На с. 11 — репродукция с картины И.М. Сошенко «Мальчики-рыбаки».

Лариса Торопчина


Детство, дом, добро

Добрая сказка с хорошим концом,
Где-то погасла звезда над прудом…
Встану под вечер над миром притихшим,
Снова твой ласковый голос услышу,
Милая мама, милая мама, милая мама…

Из песни моей юности

На раздумья о вступительном уроке литературы в 7-м классе по обозначенной теме меня натолкнул рассказ коллеги-литератора Е.В. Никульченковой. В конце третьей четверти, на уроке внеклассного чтения в 6-м классе, посвящённом анализу повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» (хочу заметить: мне искренне жаль, что это пронзительное в нравственном отношении произведение исключено сейчас из обязательной школьной программы), учащиеся сделали интересный вывод: у Валека и Маруси, детей пана Тыбурция, живших в развалинах и далеко не всегда имевших на обед тарелку супа с куском хлеба, была семья, дом, пусть и весьма странный в глазах добропорядочных граждан, а у Васи, сына судьи, жившего весьма обеспеченно, никогда не знавшего чувства голода и отсутствия крыши над головой, после смерти матери семьи и дома по сути не стало. Отец содержал мальчика материально, но — в своей тоске об умершей жене — был к сыну совершенно равнодушен. Именно отсутствие родительской ласки и привело ребёнка в “дурное общество”, где он познал радость общения с людьми, ставшими ему близкими.

Полагаю, что продолжить разговор на тему дома и семьи у ребёнка (на литературных и житейских примерах) можно в самом начале 7-го класса, дав этим эмоциональный заряд учащимся для постижения литературных произведений в течение последующего учебного времени. Перед летними каникулами ученикам предлагается, читая новые для себя книги и вспоминая то, что уже прочитано, провести наблюдения за характерами героев и окружающим детей миром, что впоследствии поможет семиклассникам стать активными участниками первого урока учебного года на тему «Мир дома и детства в художественных произведениях». Можно напомнить, что они уже знакомились с повестью Л.Н. Толстого «Детство», рассказом Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», читали фрагменты из романа И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и повествования И.С. Шмелёва «Лето Господне», анализировали некоторые главы из книги В.П. Астафьева «Последний поклон», стихи русских поэтов (например, «Листок» М.Ю. Лермонтова, «Спешите делать добрые дела» А.Я. Яшина), где с разных сторон раскрывается тема дома и семьи. Хорошо, если учащиеся вспомнят и произведения зарубежной литературы: «Девочку со спичками» Андерсена, «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» М.Твена, «Расмуса-бродягу» А.Линдгрен и др. Таких книг много. Главная задача учеников — не “утонуть” в материале, отобрать наиболее интересные, с их точки зрения, произведения, уже известные и прочитанные в течение лета, для раскрытия темы урока. Им предлагается ответить на главный вопрос: как соединяются (или, напротив, противостоят) в произведениях такие понятия, как дом, добро, детство?

Ученики должны творчески подойти к решению этой задачи. Они могут выбрать разные пути. Это может быть сравнительная характеристика героев, выявление особенностей их характеров, мотивации поступков, взаимоотношений с окружающим миром. Так, например, можно сравнить Николеньку («Детство» Л.Н. Толстого) и Тёму («Детство Тёмы» Н.М. Гарина-Михайловского) и проследить, как в дворянских семьях, имеющих примерно один достаток и живущих почти в одно и то же время, происходит воспитание детей, как складываются отношения маленьких героев со взрослыми, какие мысли и чувства одолевают малышей, как дети познают мир. Можно подобрать иллюстративный живописный материал, фрагменты музыкальных произведений; если возможно, фрагменты из кинофильмов и телеспектаклей (обе повести экранизированы), это сделает размышления учеников более яркими, подкреплёнными интересными аргументами. Можно раскрывать тему на сравнении героев произведений, созданных в разное время и описывающих жизнь различной социальной среды.

Так, на наш взгляд, было бы интересно сравнить внутренний мир Вани Шмелёва («Лето Господне» И.С. Шмелёва) и Вити («Последний поклон» В.П. Астафьева). Первый живёт в Москве конца 70-х годов ХIХ века (“Государю Александру Миколаичу дай… Бог поцарствовать”, — говорит старый плотник Горкин, а год рождения Шмелёва — 1873-й), он сын известного замоскворецкого подрядчика и благотворителя С.И. Шмелёва, в большой семье которого пятеро детей, и до рождения сестры Катюши Ваня — самый младший. Но своей семьёй шестилетний ребёнок считает не только родителей, братьев и сестёр; это и старичок Горкин, “сама правда”, и приказчик Василь Василич, и рабочие, живущие рядом, которых Шмелёв-старший нанимает для выполнения подрядов. И хотя в этой большой семье не обходится без неприятностей и даже ссор, для маленького Вани жить рядом с этими людьми, ощущать их заботу и ласку, воспринимать добро, сотворённое ими, — это настоящее счастье. Жизнь Витьки из далёкой сибирской деревни, расположенной на Енисее, приходится на конец 1920-х — начало 1930-х годов. Он рано лишился матери, а отец, которого сын много лет спустя, будучи уже взрослым человеком, писателем, с горькой усмешкой назовёт “забубённая головушка”, перебирался с места на место в поисках лёгкой жизни, забыв о сыне. И всё же учащиеся вспомнят, что ребёнок не обделён вниманием и заботой: в его жизни есть чудесные люди — бабушка Катерина Петровна и дед Илья, которые не только кормят, одевают-обувают мальчика, но и — что не менее важно — учат его познавать окружающий мир, закладывают в его душу начатки доброты и мудрости.

Сравнивая маленьких героев, столь разных и в чём-то очень похожих, ученики на конкретных примерах могут размышлять о добре, о нравственности и, конечно же, о таких понятиях, как дом, семья. Возможно, кто-то из учащихся, обращаясь к произведениям зарубежной литературы, захочет сопоставить персонажей книг М.Твена, Г.Мало или А.Линдгрен с их сверстниками — героями русской литературы. Конечно, сорванцы из далёкого американского городка, названного в честь северной российской столицы, живут и действуют по своим правилам, и окружают их взрослые, непохожие на русских, но в чём-то главном и проказник Том Сойер, и трогательно заботящийся о беглом негре Джиме Гек Финн похожи на русских мальчишек из книг Шмелёва и Куприна (вспомним хотя бы рассказ «Белый пудель»), В.Астафьева и В.Распутина. Пусть школьники, занимаясь чтением, подумают над вопросом: а в чём же это сходство?

И в русской поэзии ученики встречались со стихами, в которых непосредственно или опосредованно звучал мотив дома и семьи. Может быть, им вспомнится стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок». На первый взгляд, оно не имеет отношения к теме урока. Но только на первый. Если вдуматься, то бесприютный и бездомный листок, оторвавшийся от ветки дуба, брошенный вихрем в странствия, так напоминает современных детей, волею судьбы расставшихся с родным домом. Крутит их в житейском вихре, как сорванные, никому не нужные листья, которые воспитанным отпрыскам благополучных семей “не пара”. Куда вынесет? Может, всё-таки не обойдёт их стороной добро?

Как видим, материалов для раскрытия темы очень много просто нужно вспомнить прочитанные книги, журнальные и газетные статьи, просмотренные фильмы и спектакли и поразмышлять над прочитанным и увиденным. А если тема заинтересует учеников глубоко, можно уже в учебном году провести исследование по проблеме «Детство, дом, добро в художественной литературе», конкретизировав материал для работы. Может быть, такой урок не только проверит знания школьников в области литературы, но и сделает их добрее и человечнее.