Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2006

Я иду на урок

Я иду на урок«Овстуг. Усадьба». С акварели О.А. Петерсона.<1861 г.>

Наталья Беляева


Наталья Васильевна БЕЛЯЕВА (1951) — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и андрагогики Тверского областного института усовершенствования учителей, заслуженный учитель школы РФ; редактор издательства «Вербум–М» (Москва).

Человек и природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева

В 6-м классе на изучение стихотворений Тютчева обычно отводится два-три урока. Думается, шестиклассникам можно объяснить, что любое стихотворение “о природе” содержит черты и его автора, и его читателей. Именно о себе, о своих душевных движениях рассказывают русские поэты, изображая природу. О себе должны задуматься и шестиклассники, читая стихи Фёдора Ивановича Тютчева.

На первом уроке, приступая с шестиклассниками к разговору о Тютчеве, стоит попросить их вспомнить стихи поэта, изученные ранее, и назвать те слова и выражения, которые говорят об отношении автора к изображённым картинам природы. Возможен и специально подготовленный концерт-миниатюра из стихотворений Тютчева, как известных школьникам, так и прочитанных кем-то из них впервые. Практика показывает, что настроиться “на лирический лад” детям помогает “погружение в поэзию”, чтение нескольких стихотворений как учащимися, так и учителем.

Восприятию и постижению стихов может помочь выставка репродукций пейзажей русских художников и прослушивание фрагментов музыкальных произведений, например «Времён года» П.И. Чайковского. Интересно показать учащимся несколько портретов поэта в разные годы. Для этого можно поручить детям подготовить краткие монологические сообщения о Тютчеве в каждый период его жизни.

Знакомя учащихся с фактами биографии поэта, учитель должен подчеркнуть, что Тютчев уже в детстве под руководством своего учителя С.Е. Раича получил хорошее домашнее воспитание и образование, изучал языки, успешно переводил античных авторов, продолжив затем образование в Московском университете. В студенческие годы, а затем на дипломатической службе постоянно писал стихи. Излюбленной темой его лирики стала тема природы.

Тютчев не просто изображает природу и находит точные слова, чтобы сказать нам о том, что он видит и чувствует. Поэт, рисуя природу, постоянно думает о жизни. Его пейзажи полны размышлений, символов, обобщений, отчего и мысли художника, и образные картины обретают особую выразительность, осязаемость. Читая Тютчева, школьники должны заметить, что природа у него изменчива, многолика, наполнена звуками, красками, запахами. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена, живёт своей “чудной жизнью”. Она чувствует, дышит, радуется и грустит. Природа и человек близки друг другу, у обоих “есть душа”, есть свой язык, есть свои тайны.

Характерная особенность тютчевского стиля проявляется и в том, что поэт нигде не изображает определённое время года или время суток, так сказать, “в чистом виде”. Поэту ближе подвижные, динамичные картины. Он любит созерцать природу в переходные периоды: от зимы к весне, от лета к осени, — наблюдать, как утро и день сменяются вечером и ночью. В этом своеобразная философия поэта, изображающего постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир.

Стоит обратить внимание школьников и на особенности поэтического стиля тютчевских стихов о природе. Они наполнены неожиданными олицетворениями, эпитетами и метафорами и лишены будничных слов и красок. Природа для Тютчева — это что-то величественное, бесконечное. Торжественность, приподнятость настроения создаётся и языком, полным архаизмов и особых синтаксических конструкций, часто восклицательных, которые выражают восхищение поэта природой.

На первом уроке основное внимание уделим прочтению и толкованию стихотворения «Неохотно и несмело…».

Для беседы с классом учителю следует продумать систему ключевых вопросов, например:

— О чём это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто?

— Меняется ли настроение по ходу текста? Докажите своё мнение.

— Какие образы и картины в описании грозы показались вам самыми выразительными? Почему?

— Какими художественными средствами пользовался поэт для изображения грозы? Какова роль этих средств в тексте?

Учащиеся продвинутого уровня могут под руководством учителя выполнить небольшие исследовательские задания по анализу текста стихотворения, например:

— Найти в стихотворении ключевые образы и картины и определить, какую роль они играют в понимании текста.

Выполняя это задание, шестиклассники должны указать, что ключевые образы и картины — это тучи, гром, молния, земля. Гроза не производит на читателя тягостного впечатления, не вызывает у него страха, хотя в начале грозы “за тучей прогремело, принахмурилась земля”, затем усилились “ветра тёплые порывы” и ярче зазеленели весенние нивы. В кульминационный момент “…пробилась из-за тучи // Cиней молнии струя — // Пламень белый и летучий // Окаймил её края”. И хотя вместе с начавшимся дождём зазвучали “раскаты громовые всё сердитей и смелей”, гроза быстро прошла. Солнце, которое смотрело на поля сначала “неохотно и несмело”, в конце грозы “только раз ещё взглянуло исподлобья на поля”, потому что дождь быстро кончился и в солнечном сиянье “потонула вся смятенная земля”.

— Найти в тексте выразительные слова, обозначающие действия, признаки предметов и действий. Какая лексика характерна для стихотворения?

Учащиеся могут заметить, что природа у Тютчева — живая и в её организме всё взаимосвязано. Глагольная лексика рождает олицетворения, например: “солнце смотрит”, “земля принахмурилась”, “солнце взглянуло”, “земля потонула”. Признаки предметов и действий: солнце смотрит “неохотно и несмело”, “исподлобья”; раскаты грозовые всё “сердитей и смелей”, земля “смятенная” — ещё раз подчёркивают, что природа сродни человеку и у неё есть “человеческие” качества.

— Найти в тексте слова, обозначающие краски и звуки окружающего мира, и попытаться определить их художественную функцию.

Мир природы у Тютчева всегда многолик и разноцветен. В стихотворении есть целый ряд слов, обозначающих “окраску” мира. Эти слова создают зрительный ряд и помогают нам явственнее увидеть и определить, как зрительные образы помогают понять смысл стихов. Хотя почти весь текст окутан мраком наступающей грозы, но мысль о грозе как временном явлении подчёркивают яркие цветные картины: “зеленеющие нивы”, “синей молнии струя”, “пламень быстрый и летучий”, земля “в сиянье”.

Звуковые образы и картины создаются аллитерациями, звучащими как раскаты грома: пРогРемело, ветРа поРывы, дальний гРом, Раскаты гРомовые.

Действительно, Тютчев описал величественное явление природы — грозу — и изобразил её характерные признаки. Поэт рисует естественную русскую природу: нивы, поля. Глагольная лексика — красочная, выразительная: принахмурилась, окаймил, потонула.

Ярко и богато звучит и лексика, обозначающая признаки предметов и действий. Разнообразна цветовая палитра, но общий колорит текста светлый, радостный.

Описание грозы динамично и построено по принципу сменяющихся картин. Вначале это солнце, боящееся приближающейся грозы. Затем порывы ветра, наступающий сумрак, когда зелень полей кажется темнее. Центральная картина — вспышка молнии. В ней наиболее яркие цветовые образы. Следом идёт изображение расходящегося дождя, поднятой ветром пыли и усиление громовых раскатов. И в завершение — конец грозы, вновь появившееся солнце, залившее мир сиянием. Кольцевая композиция тютчевского текста подчёркивает мысль о том, что гроза — это явление временное, что она обязательно пройдёт и солнце снова воссияет на небе.

Торжественный оттенок придаёт тютчевскому тексту устаревшая и возвышенная лексика: струя, пламень, смятенная.

Работу со стихотворением «С поляны коршун поднялся…» можно организовать на том же уроке в форме обучения выразительному чтению в сочетании с беседой. В сильном классе можно предложить ученикам самим составить вопросы к стихотворению, а потом организовать конкурс на лучший вопрос, выявляя самого наблюдательного читателя.

Если учитель изучает стихи Тютчева на трёх уроках, то работу со стихотворением «С поляны коршун поднялся…» можно организовать в режиме отдельного урока обучения выразительному чтению. Для организации такого урока можно использовать определённый алгоритм работы. Вот несколько вариантов.

  • Чтение стихотворения учителем.
  • Перечитывание его учениками про себя.
  • Определение смысловых частей, выявление композиции текста.
  • Определение основной интонации при чтении каждой части. Наблюдения над ритмом, строфикой, особенностями стихотворного размера.
  • Наблюдения над поэтическим синтаксисом, обусловленность синтаксических конструкций логикой поэтических образов и интонаций. Постановка логических пауз.
  • Наблюдения над поэтической лексикой. Постановка логических ударений.
  • Наблюдения над грамматическими, морфологическими и фонологическими элементами текста. Звукопись и выделение её голосом.
  • Определение способов рифмовки и смысловой роли рифмы. Выделение (невыделение) рифм голосом.
  • Обучение выразительному чтению по строфам.
  • Работа по обобщению индивидуального восприятия текста учащимися. Повторное прослушивание выразительного чтения всего текста (учитель — подготовленные ученики — аудиозапись).
  • Выразительное чтение всего стихотворения.
  • Заучивание стихотворения наизусть (домашнее задание).

Для повышения качества чтения стихов, выученных наизусть, на уроках изучения лирики следует обязательно проводить работу по обучению выразительному чтению. Только после неё заучивание наизусть станет осмысленным, а само чтение грамотным и выразительным.

В начале работы со стихотворением «С поляны коршун поднялся…» учитель демонстрирует ребятам собственное чтение. Затем можно предложить перечитать его про себя, мысленно деля на смысловые части. Их две: 1–6-й стихи, где идёт речь о коршуне, и 7–8-й стихи, где ему противопоставляется человек.

Первую часть стихотворения можно условно разделить на три блока: 1–2-й, 3–4-й и 5–6-й стихи. При обучении выразительному чтению 1–2-го стихов следует обратить внимание ребят на то, что для них характерна повествовательная интонация. Поэт рисует начало полёта коршуна, который устремился к небу. Эти стихи звучат свободно, спокойно, размеренно, передавая картину полета. Пауза в конце 1-го стиха короткая, и в тексте она обозначена запятой. В конце 2-го стиха пауза более продолжительная — она обозначена точкой с запятой. Логическими ударениями следует подчеркнуть в 1-м стихе слово коршун, обозначая предмет описания, а во 2-м стихе — словосочетание к небу, которое указывает на движение коршуна в пространстве.

В 3–4-м стихах следует голосом изобразить расширение пространства, в котором летит коршун, и для этого логическими ударениями выделить слова выше, дале.

Длинная пауза должна быть сделана в конце первого четверостишия. В нём рисуется реальная картина природы, которую читатель видит вместе с автором.

Первая строфа читается плавно, спокойно. Многосложные слова поднялся и небосклон создают пропуски ударений, предусмотренных размером, — пиррихии, поэтому строфа звучит широко, свободно, чтобы передать величие и гармонию изображённой картины. В чтении почти нет пауз, кроме межстиховых, речь как бы замедляется, течёт плавно, широко. Чувствуется неторопливость и спокойствие в природе, и коршун воспринимается как органическая часть природы, её естественный житель.

Стоит обратить внимание школьников на слово дале. Эта архаическая форма придаёт тексту приподнятость, торжественность и приближает речь к высокому стилю.

Первая строфа рисует картину, которую на кинематографическом языке можно было бы назвать общим планом. Пространство строфы расширяется вместе с полётом коршуна. Ключевое слово 4-го стиха — ушёл, форма глагола совершенного вида и прошедшего времени показывает нам завершённость картины.

Во второй строфе нет изображения реального мира. Её содержание связано с размышлениями лирического героя, который сопоставляет человека и мощную птицу. Общий план в 5–6-м стихах как бы сменяется крупным планом, становятся видны два мощных крыла коршуна, но он-то уже ушёл за небосклон, поэтому его облик рисуется как бы в воображении читателя. Человек и птица противопоставлены — это можно интонационно выделить долгой паузой на месте знака тире. Мощь и величие птицы подчёркивается и синтаксическим удвоением: “два мощных, два живых крыла”. Логическое ударение на слове мать показывает связь природы и коршуна, её “сына”.

С интонацией грусти звучат финальные 7–8-й стихи, образующие вторую часть стихотворения. В ней звучит сожаление лирического героя о человеке, который лишён крыльев, лишён полёта и вынужден жить на земле “в поте и в пыли”. Эти слова и выделяются логическим ударением.

Очень важно правильно прочитать последнюю строчку, в которой есть внутреннее противопоставление. Человек — “царь земли”, но именно поэтому он “прирос к земли” и не может летать, не может слиться с природой, как птица. Употребление в последнем стихе архаической формы “к земли” делает рассуждения поэта соотнесёнными с образом времени, подчёркивая извечную и неизменную слабость человека по отношению к могуществу природы.

Вполне закономерны итоговые проблемные вопросы: каким изображён в этом стихотворении человек и как читатель может ощутить его отношение к изображённым картинам.

Во время обучения выразительному чтению можно использовать партитурную разметку текста, выделяя логические ударения подчёркиванием, паузы — вертикальной линией, а интонационные повышения и понижения голоса стрелками, направленными вверх и вниз.

После интонационного и смыслового анализа текста и отработки выразительного чтения каждой строфы можно ещё раз прослушать всё стихотворение и поучиться его выразительно читать целиком.

На втором (или третьем) уроке можно организовать практикум по анализу стихотворения «Листья», предложив школьникам фронтальную беседу, самостоятельное объяснение интонаций при прочтении стихотворения, что закрепит навыки предыдущего урока, и выполнение исследовательских заданий.

Вопросы для беседы

— К какому жанру можно отнести этот текст (лиро-эпическое повествование, описание, монолог и т.п.)?

— На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? С какой интонацией следует читать каждую часть? Аргументируйте свою точку зрения.

— Как изменяется настроение от части к части? Почему это важно для его понимания?

— Каково настроение первой части (1–8-й стихи)?

В первой части “монолога” листья противопоставляют себя вечной зелени сосен и елей, которая описана стилистически сниженно, с пренебрежением. Это подтверждают такие слова и выражения, как торчат, тощая зелень, как иглы ежа, ввек не свежа. Противопоставление усиливается частицей пусть в уступительном значении и уступительным союзом хотя. Зелень сосен и елей показана как что-то неизменное, статичное, тяжёлое, колючее. А листья “хотят” иного. Им ближе движение, порыв. Поэтому настроение первой части — это настроение протеста. При чтении вслух могут быть интонационно выделены слова: пусть, всю зиму, спят, тощая, иглы ежа, не желтеет, ввек.

— Каково настроение второй части (9–16-й стихи)?

Во второй части листья “рассказывают” о себе. Становится понятно, почему им неприятна колючая зелень сосен и елей. Они — “лёгкое племя”, их образ жизни — цвести и блестеть. Они лишь “гостят” на сучьях. Красное лето для них — это время красы, игры с лучами, купания в росе. Поэтому настроение этой части беззаботное, лёгкое, весёлое.

— Как изменилось настроение в третьей части (17–24-й стихи)?

В первой половине третьей части — 17–20-м стихах — листья “повествуют” о наступлении осени. По смыслу она противопоставлена предыдущей строфе. Настроение грусти, утраты усиливается глаголами со значением отсутствия — отпели, отцвели. Вторая половина третьей части содержит решение проблемы. Спасение для листьев — улететь с тёплыми южными зефирами, чтобы не висеть и не желтеть на “докучных ветвях”. При чтении этой части вслух нужно обязательно создать печальное настроение интонационным выделением глагольной лексики, а также передать вопросительные и восклицательные интонации 21–24-го стихов.

— Докажите, что заключительная часть стихотворения самая динамичная. Каково её настроение?

В последней части — 25–32-м стихах — выражается настроение нетерпения, стремления к переменам. Листья подхвачены буйными осенними ветрами и улетают с ними. Стремительный порыв и динамика текста подчёркивается обилием глаголов (их восемь), многие из которых стоят в повелительном наклонении, и обилием восклицательных интонаций. Особое движение придаёт тексту повтор слов скорее и летите. Интересна последняя строка, в которой звучит победная интонация сбывшейся мечты, исполнившегося желания.

Индивидуальные и групповые исследовательские задания

— Какими изображены в стихотворении сосны и ели? Как их сниженная оценка подтверждается значением ключевых слов?

— Какие слова и выражение характерны для “образа” листьев? Какую роль в создании образа играет глагольная лексика?

— Какое настроение и смысл придаёт тексту короткая длина стиха (двустопный амфибрахий)? Подтвердите своё мнение примерами.

— Найдите в каждой части стихотворения аллитерации и попытайтесь объяснить их роль в тексте.

— Проанализируйте глагольную лексику стихотворения. Как она меняется от строфы к строфе? Какой смысл выявляется при определении времени, наклонения и лица глаголов?

Для подведения итогов урока можно прослушать результаты работы группы учащихся продвинутого уровня, которая выполняла следующее задание:

— Подумайте о скрытом смысле стихотворения. Можно ли его соотнести с человеческим существованием, с состоянием прекрасной и быстро ушедшей молодости, с вечным обновлением природы и быстротечностью человеческой жизни? Обоснуйте своё мнение.

В слабом классе эти выводы может сделать сам учитель.

Таким образом, картины природы у Тютчева воплощают глубокие раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке и мире. При этом природа внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. Человек и природа не всегда образуют единство, но граница между ними подвижна, проницаема. Человеку, чтобы понять природу, нужно увидеть в ней самого себя. Жизнь природы и жизнь души человеческой параллельны. В любом стихотворении о природе нужно искать внутренний, “человеческий” подтекст.

И.И. Левитан. Вечер над болотом. 1882 г.