Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №12/2006

Архив

Задание со звёздочкой*

ВОПРОС.

Прочитайте два стихотворных отрывка.

1.

На руль склонясь,
Наш кормщик умный в молчанье правил
Грузный чёлн,
И вдаль глядел... Пред ним широко
Река неслася...

2.

Но я её люблю — за что, не знаю сам,
Её степей холодное молчанье,
Где слит с прохладою растений фимиам
И дольней лозы прозябанье...

В чём их общность? Как называется “жанр”, которому они принадлежат? Можете ли вы ещё привести примеры подобных стихотворений?

ОТВЕТ.

Перед нами центоны — “стихотворения, целиком составленные из строк других стихотворений” (М.Л. Гаспаров). Слово центон происходит от латинского cento, что значит “лоскутное одеяло”. Эти стихи действительно как будто сшиты из разных лоскутков: первое — из строк пушкинского стихотворения «Арион» и поэмы «Медный Всадник»; второе — из строк лермонтовской «Родины», стихотворения Жуковского «Вечер» и пушкинского «Пророка».

Центон незаменим для различных литературных викторин, когда в шуточной, лёгкой форме требуется проверить начитанность человека. Предложенные центоны хороши для школы, потому что составлены по произведениям русской классики. Вот ещё подобные примеры.

* * *

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
Бранил Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита…

(Центон составлен из разных строк «Евгения Онегина».)

* * *

Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,
Играем и шумим по стульям и столам,
А тут ваш батюшка с мадамой за пикетом…
Ах, злые языки страшнее пистолета!

(А здесь совмещены разные строки из «Горя от ума».)

* * *

Пусть укрыла от дольнего горя
Утонувшая в розах стена,
Заглушить рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна.
Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернёт паруса...

(Этот центон сложнее: здесь встретились «Соловьиный сад» Блока и «Капитаны» Гумилёва.)

А вот интересный пример центона, созданного Всеволодом Некрасовым.

Я помню чудное мгновенье
Невы державное теченье
Люблю тебя, Петра творенье
Кто написал стихотворенье
Я написал стихотворенье.

Предложите ребятам на уроке самим узнать, строки из каких стихотворений здесь взяты. Кстати, задание самому придумать центон тоже имеет немалую обучающую ценность, развивает поэтический слух. Давать это задание можно даже пятиклассникам. Замечательные центоны могут получиться, например, на материале басен.

Голодная Лиса залезла в сад,
В нём винограду кисти рделись,
У кумушки глаза и зубы разгорелись.
Отколь и как она к ним ни зайдёт,
То к темю их прижмёт,
То их понюхает, то их полижет.
Вдруг сырный дух Лису остановил…

(А.И. Коссаковская)

Да и нам с вами, коллеги, иногда полезно потренироваться. Особенно летом, в пору копания на грядках и лежания на пляже. Медленно текущее каникулярное время можно занять, в частности, сочинением центонов для будущих уроков литературы. Жанр этот хорош тем, что стихотворение получается само собой, из отдельных всплывающих в голове строк — только их, как настоящий пэчворк, нужно подбирать одна к другой со вкусом. А подобрав, записать и прислать нам в редакцию.

Ждём ваших творений на конкурс. А для желающих подробнее разобраться с тем, что такое центон и центонность, посоветуем книги С.Бирюкова «ЗЕВГМА. Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма» (М., 1994) и Вл.Новикова «Книга о пародии» (М., 1989).

Задание подготовил Сергей Волков.