Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №11/2006

Я иду на урок

Олимпиада по литературе

Вопросы остались...

Статья опубликована при поддержке компании «VIVA Деньги». Срочно нужны деньги? Тогда компания «VIVA Деньги» это что вам нужно. Уже несколько лет компания специализируется на микрозаймах для малого бизнеса и физических лиц в населенных пунктах, где такая услуга ранее была не доустпна. Посетите страницу официального сайта компании http://www.vivadengi.ru/dengi-za-chas/ и вы можете с легкостью получить нужную сумму всего за час! Посетите сайт компании /www.vivadengi.ru и ознакомьтесь подробнее с предоставляемыми услугами.

У Всероссийской олимпиады школьников по литературе уже немалая история, поэтому для лучшего понимания её сегодняшнего состояния не худо обратиться к истокам.

В числе других олимпиад по гуманитарным предметам она взяла старт в 1996 году по инициативе Министерства образования РФ. Первые два года материальную помощь в её проведении оказал Фонд Сороса: оплачивалась дорога участникам из дальних регионов страны, культурная программа.

Олимпиада задумывалась с целью находить филологически одарённых детей, помогать их профессиональному становлению, а также способствовать обмену опытом работы учителей, росту их профессионального мастерства, обсуждению проблем школьного литературного образования. Вскоре закономерно установилась традиция ежегодного освещения хода олимпиады, публикаций заданий и работ участников в методических журналах и газетах, издания сборников.

Теперь настало время подвести итоги за десятилетний литературно-олимпийский период, обсудить не только успехи, но и серьёзные просчёты, проявившиеся, особенно в последние годы, в организационно-методическом обеспечении олимпиады.

После проведения десятой, юбилейной олимпиады (2005) редакция нашей газеты, опираясь на мнения учителей и школьников, опубликовала статью «Неюбилейное» (№ 12), в которой, в частности, указывалось на такие недопустимые нарушения, как ошибки в заданиях для участников, использование ими шпаргалок, книг, мобильных телефонов и т.д.

После приглашения всех желающих высказать своё мнение об олимпиаде мы получили немало писем, в которых их авторы сделали вполне справедливые замечания, внесли свои предложения по совершенствованию олимпийского движения. Есть у нас уже и почта-2006, так что в этой статье мы имеем возможность аналитически обобщить суждения многих профессионалов — словесников-практиков.

Как известно, в соответствии с «Положением о Всероссийской олимпиаде школьников» у методических комиссий и жюри, состав которых определяет Центральный оргкомитет и утверждает министерство, разные функции.

Методические комиссии в составе членов и председателя разрабатывают тексты заданий для областного и заключительного этапа олимпиады, методические рекомендации по их проведению; вносят предложения в постоянно действующий Центральный оргкомитет по составу жюри.

В свою очередь “жюри проводит проверку письменных работ участников олимпиады, оценивает их результаты, определяет победителей и распределяет призовые места, готовит предложения по награждению победителей, проводит анализ выполненных заданий с участниками олимпиады”.

Совершенно очевидно, что обязанности методической комиссии и жюри разделены неспроста. Но на деле «Положение о Всероссийской олимпиаде школьников» не соблюдается. Удивительным образом произошло совмещение функций комиссии и жюри: одни и те же люди разрабатывают задания и проверяют работы участников, всё сосредоточено в одних руках, и “там и здесь” один председатель (вспоминается ария из известной оперы).

С 1998 года жюри руководит бессменный председатель, а последние два года он возглавляет и методическую комиссию. Здравый принцип разделения полномочий обернулся полным монополизмом, ибо председатель нынешнего всероссийского жюри одновременно является председателем методической комиссии и жюри олимпиады Московской области. Педагогическая общественность, как мы знаем из писем, с уважением относится к Льву Всеволодовичу Тодорову, к его заслугам в области литературного образования, однако словесники справедливы в своём требовании соблюдать установленные правила. Неоспоримо и другое замечание педагогов, полагающих, что члены жюри областной олимпиады не могут входить в жюри Всероссийской (теперь же от Московской области входят два человека).

А ведь, если заботиться о деле, нужно немногое: вернуться к практике двух первых олимпиад — выбирать председателя жюри из региона, где она проводится.

Многие словесники задают вопрос: почему в составе методических комиссий и жюри практически нет тех, кто работает со школьниками, — опытных учителей, мастеров преподавания литературы? Почему организуют эту работу не вузы, куда по новым правилам победители олимпиады поступают без экзаменов, а специалисты из системы повышения квалификации учителей?

Кто даст словесникам ответы на эти вопросы?

На трёх последних олимпиадах (2004, 2005, 2006) вопреки «Положению…» для руководителей и участников олимпиады не проводился анализ выполнения работ. Олимпиада — важнейшее методическое мероприятие, род всероссийского собрания учителей литературы. Без таких встреч она потеряла свою важнейшую смысловую составляющую, превращаясь в безоглядную погоню за призами.

Аналитические статьи по итогам олимпиад были опубликованы только в 1996, 1997, 1998 годах и во вступительной статье сборника, включающего материалы IV–VI олимпиад, который издан лишь недавно, в 2005 году.

Итоги прошлогодней Х олимпиады обнародованы Российской академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Российской Федерации мизерным тиражом только для региональных методкабинетов, учителям и школьникам они недоступны. Почему прервана традиция издания ежегодных сборников по итогам олимпиады для всех желающих их приобрести?!

Инертность в организации олимпиады сказалась и в разработке структуры и подхода к формированию содержания заданий, не обновляющихся с первой олимпиады.

Учителя критически относятся к заданиям третьего тура, особенно так называемому историко-культурному блоку, на вопросы которого зачастую ответить не могут ни они, ни учёные мужи. Однообразный характер заданий (например: “Напишите статью «Басня» /и т.д. и т.п./ для словаря литературоведческих терминов”) вызывает апатию у участников, а то и желание попросту спародировать их (наши умные, обострённо относящиеся к любой рутине дети способны и на такие нестандартные решения…).

Волей-неволей олимпиада школьников по литературе, которая по самой сути своей должна быть полигоном для выработки наиболее эффективных форм проверки знаний учащихся, всё больше превращается в парадно-административное мероприятие для взрослых, где в выигрыше только несколько одиннадцатиклассников, а остальные дети — в роли статистов, “живого фона”.

От олимпиады к олимпиаде нарастает закрытость, разделённость между руководителями делегаций и жюри, сгущается атмосфера недоверия, подозрительности (а ведь, кажется, ещё совсем недавно была Пенза, где и взаимопонимание было полноценным, и открытость такая, что проигравших не было — задания разобраны, все ошибки проанализированы, на все вопросы получены ответы).

Создалась нелепейшая ситуация. При нынешнем тяжёлом положении нашего предмета в системе общего образования олимпийское движение по литературе могло бы стать значимым оздоравливающим фактором для школьной словесности.

Но вместо этого… Вместо этого поток всяческих несуразиц от олимпиады к олимпиаде нарастает.

Сергей ДМИТРЕНКО,
Марк САРТАН.

Подготовив эту статью к печати, мы переслали её электронной почтой Льву Всеволодовичу Тодорову. В телефонном разговоре с нами он пообещал высказать ответную точку зрения на проблемы школьного олимпийского движения.