Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №11/2006

Архив

Практика

Елена БАЖЕНОВА


Елена Геннадьевна БАЖЕНОВА (1975) —учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 85 г. Тайшета, Иркутская область.

“Прелесть нагой простоты”

Уроки по «Станционному смотрителю»

Урок 1.
Притча о блудном сыне в литературе Нового времени

Повторение изученного материала

— Давайте вспомним определение жанра притчи.

(Маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает, следует или не следует наставлениям. Два плана — видимый и невидимый. Редко кому открывается тайный, внутренний план.)

— Найдите в повести описание картинок, которые были развешены по стене комнаты Самсона Вырина.

— С какой целью так подробно останавливается на них повествователь?

— Какую притчу они вам напомнили?

— О чём эта притча?

(Отец — это Бог, младший сын-грешник — человек, который ушёл от Бога, сбился с пути, указанного Богом, встал на путь греха. Это может случиться с каждым из нас и случается ежедневно. Но не погиб тот человек, а вовремя опомнился, осознал грех — покаялся и вернулся к Богу. Простил его Бог, принял как родного сына, как готов принять и простить любого грешника, если искренним будет его раскаяние в грехе и желание вернуться. Но другой сын осудил отца и брата и тем самым грех совершил, отошёл от Бога. Так происходит и в жизни — то один, то другой человек, совершая грех, отходит от Бога. Но терпелив Бог и милосерден и готов принять каждого и простить.)

— Какую мысль на все времена Иисус Христос хотел внушить людям?

(Если человек осознал свою вину, его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.)

Основная часть

Подача нового материала в форме дискуссии.

— Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин?

— Извлекла ли Дуня урок из этой притчи?

— Для чего тогда картинки на стене комнаты?

(Для украшения.)

— Если спроецировать жизнь Выриных на евангельский сюжет, что произойдёт?

(Зеркальное, перевёрнутое изображение.)

— Докажем это. Попробуйте сравнить текст притчи и сюжет повести. (Работа в парах.)

Письменная самостоятельная работа

Письменная самостоятельная работа

Притча «Станционный смотритель»
Сын уходит из дома Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно)
Никто не ищет его Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой
Радостная встреча сына с отцом Отец умер. На печальном кладбище заканчивается история
Сын вернулся домой нищий и голодный Не вернулась, а зашла, проезжая мимо, богатая барыня
Примирение с отцом Невозможность встречи и примирения

— Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая?

(Сын, потому что он успел вернуться к отцу, а Дуня не успела.)

Закрепление материала. Выводы

И хотя ждут Дуню в карете сыновья — юные барчата, кажется, что не о зарождении новой жизни ведётся рассказ, а о начале новой истории блудного сына.

Возможно, повесть «Станционный смотритель» — это предостережение писателя современникам, людям XIX века, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, превращаясь лишь в часть быта.

Домашнее задание

Перечитать «От издателя».

Уроки 2–3.
Писатель, автор-повествователь, рассказчик в эпическом произведении

Повторение пройденного материала

Запишите тему урока. Вы видите на доске три понятия. Давайте вспомним их значение.

— Кто такой писатель?

(Реальный человек, который живёт в реальном мире.)

— Кто такой автор-повествователь? Это тоже реальный человек?

(Нет, это персонаж художественного мира, который представляет писателя в произведении.)

— А кто такой рассказчик? Это автор?

(Нет, ему писатель поручил рассказать о событиях, происходящих с героями.)

Теперь давайте все наши рассуждения переведём на повесть «Станционный смотритель».

Основная часть

Подача нового материала в форме дискуссии с элементами исследовательской деятельности. Работа с художественным текстом.

— Кто является писателем повести «Станционный смотритель»?

(А.С. Пушкин.)

— Кто автор повести?

(И.П. Белкин.)

— Кто является рассказчиком в «Станционном смотрителе»?

(История рассказана титулярным советником А.Г.Н.)

— Что такое станционный смотритель?

(“Сущий мученик 14 класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда”.)

— Почему автор так хорошо знает многих смотрителей? Что даёт это приём?

(Достоверность.)

— В каком произведении мы уже встречались с созданием образа рассказчика?

(Н.В. Гоголь. «Заколдованное место» — Рудый Панько.)

— Повесть открывается рассуждением, состоящим из вопрошаний и восклицаний. Кто может говорить это?

(Автор-повествователь, образованный человек.)

— Затем рассказчик превращается в конкретное лицо, живого участника и свидетеля рассказанных им событий. Найдите это место в повести.

(“В 1816 году, в мае месяце…”

Появляется местоимение “я” — живое, реальное. Это рассказчик и одновременно персонаж, такой же, как сам Вырин, Дуня, Минский. Он не принимает участия в событиях, но рассказывает о них.)

— Затем рассказ повествователя-персонажа переплетается с прямым рассказом Вырина. Найдите это в повести.

(“Так вы знали мою Дуню…”)

— Докажите, что язык персонажа-повествователя отличается от языка автора. В чём состоит это отличие?

(“Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили её, та платочком, та серёжками…”

Речь Вырина — речь простого человека.)

Своеобразие языка прозы А.С. Пушкина

Работа с художественным текстом.

Используя в прозе разговорные средства, Пушкин в то же время осмотрительно употребляет просторечия, жаргонизмы, диалектизмы и т.п. Из разговорного языка отбираются преимущественно такие элементы, которые отличаются общим литературным употреблением.

Вспомните ещё одну особенность языка прозы Пушкина. Мы обратили на неё внимание при изучении повести «Барышня-крестьянка». Он избегает всего избыточного и второстепенного, всего, без чего можно обойтись.

Проанализируем отрывок и попробуем выявить другие особенности языка прозы Пушкина.

“Но смотритель, не слушая, шёл далее. Две первые комнаты были темны, в третьей был огонь. Он подошёл к растворённой двери и остановился. В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своём английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая чёрные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался”.

— Прочитайте первые три предложения. Можно ли опустить хоть одно слово?

(Упоминание о том, что две первые комнаты были темны, а в третьей — огонь, объясняет, почему смотритель, оставаясь в тёмной комнате, мог некоторое время наблюдать за Дуней и Минским, находившимися в освещённой комнате, оставаясь незамеченным.)

— Можно ли убрать определение “растворённой” (о двери)?

(Нет, тогда смотритель не мог увидеть того, что происходило внутри комнаты.)

Но дальше появляются второстепенные члены, которые с точки зрения логики сообщения могли бы быть опущены.

Сравним.

1. В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости.

2. В комнате сидел Минский.

Но эти второстепенные члены предложения указывают на детали, очень важные с точки зрения логики развёртывания художественного повествования. Тут проявляется характерный для Пушкина приём: передача целого комплекса понятий и эмоций через деталь, выраженную чаще всего несколькими словами.

— Почему нельзя убрать определение?

(Указывает на обстановку, в которой живёт Дуня.)

А ведь автор вообще нигде не говорит о том, как жила Дуня у Минского. Он только показывает это через детали.

— Какая ещё деталь указывает на то, что Дуня жила в роскоши?

(“Дуня, одетая со всею роскошью моды… Сверкающие пальцы”.)

Обратите внимание: Пушкин не пишет “пальцы, унизанные перстнями с драгоценными сверкающими камнями”. Эпитет, который указывает на богатство.

— Объясните, почему “Минский сидел в задумчивости”.

(Перед этим было объяснение с отцом, задумчивость — результат этого объяснения.)

— “Дуня сидела на ручке его кресел, как наездница на своём английском седле”. Почему Дуня сравнивается с наездницей?

(Сравнение из области представлений, свойственных миру Минского, подчёркивает, как изменилась жизнь Дуни.)

— “Она с нежностью смотрела на Минского”. О чём говорит эта деталь?

(Дуня любит Минского.)

Заканчивается отрывок описанием реакции смотрителя на увиденную им сцену. Реакция эта изображена с предельной сдержанностью, что вполне соответствует образу Самсона Вырина. В отношении к нему всякая чувствительность, многословие были бы неуместны.

Самостоятельная работа

Попробуйте сами сформулировать особенности языка прозы А.С. Пушкина. (Учащиеся работают самостоятельно; проверяют записи. Если необходимо, дописывают.)

Запись в тетради приобретает следующий вид.

1. Избегает в языке прозы всего избыточного и второстепенного, всего, без чего можно обойтись.

2. Передача целого комплекса понятий и эмоций через деталь, выраженную, как правило, несколькими словами.

“Прелесть нагой простоты” является основой выразительности языка Пушкина.

Домашнее задание

Проанализировать отрывок из повести, доказав, что это пушкинская манера письма.