Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №11/2006

Архив

Отвечаем на ваши вопросы

Вопрос. На первом уроке в 7-м классе по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». Я рассказала об истории создания комедии, и дети стали читать её по ролям, начиная с первого действия, затем анализировали. Знаю, что чтение по ролям считается основой анализа драматургических произведений, однако у меня осталось чувство неудовлетворённости от урока: дети читали свои роли без выражения, как говорится, не входили в образ.

Расскажите, пожалуйста, как лучше при изучении драматургического произведения провести с учащимися чтение по ролям?

Екатерина Павловна, г. Владивосток.

Ответ. Уважаемая Екатерина Павловна, Вы правильно поступили, рассказав об истории создания пьесы и организовав чтение по ролям. Дети делают это с увлечением.

Однако читать пьесу по ролям следует после знакомства с действующими лицами и авторскими ремарками в их перечне. В частности, при изучении комедии «Ревизор» нужно познакомиться с рекомендациями Гоголя «Характеры и костюмы. Замечания для господ актёров», рассмотреть роль эпиграфа, что позволит создать у учащихся представление об авторском замысле и действующих лицах.

В методике изучения драматургических произведений общепризнанным является правило: чтение по ролям организуется после или в процессе их анализа и истолкования. Например, по наблюдениям известного методиста Т.В. Чирковской, “одним из любимых видов чтения драмы учениками является чтение по ролям, но недопустимо рекомендовать чтение по ролям до анализа пьесы…”.

Это объясняется сложностью восприятия учащимися драматургических произведений, где кроме ремарок нет другого авторского текста, объясняющего характеры и поступки героев. Чтение по ролям до анализа произведения может привести учеников к неправильным или недостаточно оправданным интонациям, а стало быть, и к соответствующим трактовкам образов героев, авторской позиции.

Анализ-обсуждение помогает учащимся определить, что является главным в характере героя, чем вызваны его поступки и как в соответствии с этим герой (учащийся) должен произносить свои реплики и монологи, то есть чтение по ролям — важный приём анализа пьесы, развивающий воссоздающее воображение.

Определяя с учащимися авторскую позицию, следует сохранять внутреннюю свободу учеников, их душевные движения, не сковывать их творческое воображение.


Вопрос. Давно не появлялся на станицах «Литературы» интересный раздел «Уроки учителей России». Он закрыт?

М.Ф. Саломатьева.

Ответ. Автору этого письма, пришедшего по электронной почте, мы отправили подробный ответ, но считаем нужным повторить его и в газете.

Разумеется, наш раздел «Уроки учителей России» остаётся в числе главных разделов «Литературы». Проблема лишь в вашей недостаточной активности, дорогие читатели. Ведь «Уроки учителей России» как своего рода смотр педагогических удач формируются из методических материалов, поступающих в редакцию с мест.

Это могут быть уроки нескольких учителей из одной области, республики, края, района, города, села или школы. Не ограничиваем авторов ни в тематике, ни в форме изложения: материалы к урокам, методические разработки, варианты заданий, карточки и т.д. и т.п. Главное — возможность их практического применения читателями нашей газеты — учителями России и стран СНГ. Минимальный общий объём материалов для рассмотрения — не менее 70 тысяч знаков (с пробелами). Присланное, разумеется, должно сопровождаться данными организатора материалов и авторов, необходимыми для начисления гонорара.

Здесь же обращаемся ко всем нашим авторам с просьбой:

— если вы готовите свой материал на компьютере, высылайте его в редакцию электронной почтой — мгновенно приходит и, в случае принятия к печати, легко обрабатывается для набора;

— если у вас нет электронной почты, высылайте материал, набранный на компьютере, в записи на дискету, — по вышеуказанной причине.

Всем нашим авторам, уже состоявшимся и будущим, желаем летних творческих успехов.