Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2006

Я иду на урок

Я иду на урокскульптор Андрей Балашов «Протопоп Аввакум» (1990)

Евгения Маркина


Евгения Ивановна Маркина (1964) — учитель русского языка и литературы Анненской средней общеобразовательной школы Карталиского района Челябинской области. Живёт в городе Карталы. Прислано на конкурс «Методическая разработка».

Читаем «Житие Аввакума, им самим написанное»

«Житие Аввакума, им самим написанное» — произведение, нарушающее каноны жанра, оно написано самим героем повествования. Прежде чем начать изучение произведения, необходимо разобраться в той исторической ситуации, которая возникла в середине ХVII века и породила существующее до сих пор старообрядчество.

“Историком” (заранее подготовленным учеником) даётся справка о расколе в Русской Православной Церкви.

“Постепенная утрата Церковью былого могущества и авторитета в общественной и личной жизни, падение нравственности среди служителей культа к середине ХVII века вызывали тревогу правящих кругов, вследствие чего встал вопрос о проведении церковной реформы.

После смерти патриарха Иосифа в 1652 году на патриарший престол был избран деятельный и властолюбивый митрополит новгородский Никон. Став патриархом, он провёл церковную реформу, разослав по церквам 14 марта 1653 года свою «память», где предписывалось в соответствии с обрядами греческой церкви заменить земные поклоны поясными, двоеперстное крестное знамение троеперстным. Таким образом, реформа была сведена к внешней обрядовой стороне. Царь Алексей Михайлович поддерживал реформу, дававшую ему власть над Церковью. Всё это вызвало в стране появление мощного движения, получившего название раскола или старообрядчества (старые обряды), в котором принял участие не только простой народ, но и часть родовитого дворянства и сельское духовенство, объединив представителей различных классов, разных социальных групп. В рядах раскольников и оказался протопоп Аввакум, ставший идеологом старообрядцев. Фанатичной сторонницей старообрядчества была боярыня Морозова, изображённая В.И. Суриковым на картине. (Демонстрация картины.) Эта женщина была одной из знатных боярынь своего времени, во имя веры готовая поступиться маленьким сыном. Во имя веры она претерпела пытки, изгнание, лишение всех прав и дни свои закончила в земляной тюрьме под Москвой. Протопоп Аввакум был её другом и наставником”.

Предлагаю ученикам внимательно рассмотреть картину Сурикова и подумать: какой нам представляется женщина, отказавшаяся от земных благ, родных людей, не побоявшаяся пыток, смерти, во имя веры?

Рассказ ученика продолжаю сведениями об Аввакуме, пострадавшем за свои убеждения и не изменившем их, несмотря ни на пытки, ни на истязания, ни на ссылку и гонения, ни на уговоры и посулы царя и бояр, обещавших земные блага. Перу протопопа принадлежит около восьмидесяти сочинений, 64 из которых он написал в период пятнадцатилетнего заточения в земляном срубе на берегу Ледовитого океана. Из этой земляной тюрьмы Аввакум руководит борьбой единомышленников, рассылая свои “беседы”, “послания” по всем городам Руси, учит, “ободряет детей духовных”, обличает врагов, призывает стойко бороться за “древлее благочестие”.

Аввакум определяет рамки своего повествования: “...Предлагаю житие своё от юности до лет пятьдесят пяти годов”. Написано житие было в 1672–1673 годах.

Особое значение на уроках по изучению «Жития Аввакума...» имеет чтение отрывков произведения, помещённых в учебнике без перевода.

Это должно быть чтение учителя с попутным комментарием незнакомых, устаревших слов, оборотов речи, так как произведение XVII века тяжело для восприятия и понимания ученика. Кроме комментария, чтение текста сопровождается вопросами, помогающими не только восприятию текста, но и частичному анализу. Также нужно постоянно вести словарную работу. Таким образом, чтение занимает на уроке много времени.

Вопросы к первой частискульптор Андрей Балашов. «Протопоп Аввакум в земляной тюрьме» (1989; Музейно-выставочный центр РОС ИЗО МК). Бронза. Фото с сайта www.uchcom.botik.ru/kardovsky/artists/balashov/works

— В каком возрасте пишет Аввакум житие? Где он родился? Кем были его родители? Какой была жена Аввакума? Расскажите о его служении Церкви.

Вопросы ко второй части

— Как выполнял протопоп свои обязанности священнослужителя? Боялся ли он бояр, наделённых властью? Почему Аввакум оказался в опале? Как обращались с пленённым протопопом?

Вопросы к третьей части

— Как описывает автор путь в ссылку? Какие страдания перенесли он и его семья? Как относилась к тяготам жена Аввакума?

Вопросы к последней части

— Что, по вашему мнению, помогло протопопу вынести тяготы пути и ссылки? Что можно было назвать Божьей помощью?

Вопросы ко всему произведению

— Какой показана жена Аввакума?

(Анастасия Марковна — наиболее значительный в житии образ. Безропотно идёт она с мужем, делит его горести и радости, рожает и хоронит детей. В простой русской женщине скрыто столько благородства и самоотверженности, готовности нести с любимым человеком все тяготы и невзгоды.)

— Каким вам видится Аввакум-семьянин?

(Аввакум — образцовый семьянин. Он любит своих “робяток”, печалится о них. В житии показана неразрывная связь семейного уклада с Церковью.)

Обобщение проходит в форме диалога. Аввакум — поборник справедливости, он не терпит насилия над слабым. Суров и непримирим к своим идейным противникам, но ласков и чуток по отношению к сподвижникам, семье. Перед нами образ борца, гневного обличителя воевод-бояр, патриарха и даже самого царя. Это ревностный фанатик, не отрёкшийся от “старой веры”, отдавший за свои верования жизнь.

Здесь уместно прочитать отрывок из романа Д.Мордовцева «Великий раскол» (1880), повествующий о последних минутах жизни протопопа. Эмоционально сцены гибели героя близки самому «Житию…», очень ярко воздействуют на воображение учеников, воспринимаются как продолжение повествования об Аввакуме.

Образ Аввакума не кажется ученикам однозначным, поэтому можно предложить им прочитать в учебнике статью «Русские писатели о сочинениях протопопа Аввакума», выделить из приведённых высказываний наиболее близкие собственному мнению. После чтения слушаем ответы учащихся с обязательным обоснованием своего мнения.

Переходя к анализу языка произведения, напоминаю учащимся, что многие произведения древнерусской литературы были насыщены старославянизмами, церковной лексикой, часто заимствованной. Не так в Житии. Зачитываю отрывок из вступления к житию: “И аще что реченно просто, и вы, господа ради… не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык, виршами филосовскими не обык речи красить”. Говорить своим “природным языком” призывает он и царя: “Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком; не уничижай его и в церкви, и в дому, и в пословицах”.

Поэтому «Житие...» становится для нас не только произведением, повествующим о герое, его времени, но и ещё памятником “природного русского языка”. Мы можем зримо представить речь наших предков, живших в 1670-х годах.

Работа с текстом проводится по группам

Задание первой группе. Выделить в тексте эмоционально-оценочную лексику, передающую чувства, испытываемые героем (гнев, боль, жалость, радость, возмущение, любовь и т.д.).

Задание второй группе. Выделить в тексте эмоционально-оценочную лексику, передающую чувства, испытываемые другими героями по отношению к Аввакуму (жалость, любовь, гнев, возмущение и т.д.).

Обеим группам ответить на вопрос: какое значение имеет такая лексика для эмоционального восприятия жития?

Ученики, отвечая на вопрос, отмечают, что чувства и эмоции героев переданы автором ярко и зримо. Это помогает читателю не только “видеть” события, героев, но и понимать их, сопереживать им. Подводя итог урока, отмечаем новаторское значение произведения: из агиографического оно превратилось в биографическое. Важную роль в этом превращении сыграл “природный русский язык” повести.

Задание на дом. Самостоятельно прочитать отрывки из посланий Аввакума, попытаться определить главную мысль текста.

Рейтинг@Mail.ru