Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2006

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Л.Л. Бельская. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВИКТОРИНЫ. 2-е издание. М.: Просвещение, 2005. 301 с. Л.Л. Бельская.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ВИКТОРИНЫ.

2-е издание.
М.: Просвещение,
2005. 301 с.

Хотя книга «Литературные викторины» выходит уже вторым изданием, можно не сомневаться: она найдёт своих благодарных читателей — учителей литературы. Впрочем, слово “читатели” здесь не совсем точно: не просто читателей, а читателей-пользователей, среди которых не только учителя-словесники, но и студенты-филологи, особенно выходящие в школу на практику.

Содержание книги составляют вопросы (и ответы) викторин — от древнерусской литературы до конца ХIХ века, включая творчество А.П. Чехова. Книга ценна тем, что представленный в ней материал позволяет учителю разнообразить урок, домашние задания, внеклассные мероприятия, в игровой форме повышать интерес школьников к изучению литературы. С помощью вопросов можно привлечь внимание учащихся к необходимым историко-культурным сведениям, к важнейшим фактам биографии писателей и их творчеству, художественному мастерству.

Интересны вопросы на сопоставление произведений, персонажей, стилей, литературных направлений и др. Ценно то, что вопросы в значительной своей части требуют знания художественных произведений, что является основой литературного образования в школе, например:

— Кого автор «Слова о полку Игореве» называет “соловьём старого времени”?

— В какой опере звучит дуэт на стихи В.А. Жуковского: «Уж вечер. Облаков померкнули края…»?

— С какими словами появляется Чацкий в доме Фамусова, в чём их необычность?..

К нам в редакцию поступает немало викторин, составленных учителями, но, к сожалению, до газетной полосы они добираются редко. Причины этого, в общем, однотипны: вопросы в таких викторинах чаще всего прямолинейны, направлены на механическое запоминание текста, а не на понимание художественного произведения. Так что книга Л.Л. Бельской даёт словесникам не только качественный материал, который будет способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, но и своеобразный урок эффективных принципов составления викторин.

Т.А. КАЛГАНОВА