Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2006

Я иду на урок

Я иду на урокАвтопортрет Э.Т.А. Гофмана

Сергей Волков


Проверочная работа по зарубежной литературе

Программа по литературе 9-го класса (имею в виду линейную, на которую сейчас наконец-то стала возвращаться школа), как известно, в общем и целом посвящена изучению русской литературы XVIII — первой трети XIX века. По большому счёту, здесь мало произведений, которые могли бы составить основной массив чтения девятиклассника. Этот год — “поэтический”, из прозы школьника ждут лишь Радищев, Карамзин, Лермонтов, иногда ещё и Гоголь («Мёртвые души» учителя всё чаще стараются перенести в 10-й класс). Что же предложить им почитать? Здесь можно выйти из положения за счёт зарубежной литературы. Гёте, Гофман, Вальтер Скотт, Гюго, Стендаль, Шиллер, Мериме — интереснейшие книги этих современников наших “писателей 9-го класса” обязательно должны войти в круг чтения школьников. Но где взять часы на их изучение? А если произведения не изучать, то кто же будет их в наш прагматический век читать?

Лично я выбираюсь из этого “замкнутого круга” при помощи специальной проверочной работы, которая, с одной стороны, мотивирует ребят на чтение, с другой же, позволяет экономить время учителя (работа проходит на сдвоенном уроке), быстро и достаточно эффективно проверять прочитанное. В конце 8-го класса я даю список для чтения на лето, где в специальный блок объединены произведения зарубежной литературы. Вот этот блок (естественно, примерный).

  • Шекспир В. Двенадцатая ночь. Гамлет
  • Мольер Ж.-Б. Мизантроп. Мещанин во дворянстве
  • Гофман Э.Т.А. Золотой горшок. Песочный человек. Крошка Цахес
  • Гёте И.-В. Страдания молодого Вертера
  • Шиллер Ф. Коварство и любовь. Разбойники
  • Байрон Дж. Паломничество Чайльд Гарольда. Поэмы
  • Скотт В. Айвенго. Квентин Дорвард
  • Гюго В. Собор Парижской богоматери. Отверженные
  • Стендаль. Красное и чёрное
  • Мериме П. Новеллы
  • Диккенс Ч. Дэвид Копперфилд
  • Уайльд О. Портрет Дориана Грея

Комментируя этот список, я предупреждаю учеников о грядущей (большой! страшной!) проверочной работе. О ней же напоминаю и в сентябре, хотя саму работу планирую на февраль–март. Важно периодически спрашивать ребят, как у них дела с чтением, и создавать ситуацию ожидания, которое должно к моменту самой работы стать ожиданием нетерпеливым.

Все задания для работы умещаются на лист А4 (их нужно заранее размножить), плюс нужно выдать чистый лист для письменного пересказа сюжета одного из произведений (задание № 3) и создания небольшого аналитического текста (задание № 6). Важно предупредить ребят, что на все вопросы ответить будет трудно, почти невозможно (да и не в этом цель), что справиться с работой на хорошем уровне сможет и тот, кто прочитал даже три-четыре произведения. Из списка для работы я выбрал авторов, так или иначе связанных с романтизмом, но сообщаю я об этом ребятам только накануне (чтобы, например, Диккенс или Уайльд не были ими обойдены; Шекспир же и Мольер изучаются в школе текстуально). Повторюсь: всё это я затеваю исключительно для того, чтобы хотя бы часть названных мной интереснейших книжек была прочитана (поэтому и оценки я стараюсь ставить мягче, поощряя любое проявление интереса и начитанности). Оценки будет две: за начитанность и за свой текст.

Приведу сам текст работы — сначала с пропусками для учеников, а потом ключ для учителя (там, где он нужен). Естественно, что ученики на уроке работают без книг.

Текст для учеников

1. Заполните пропуски: … Теодор … Гофман; Иоганн … Гёте; Джордж … Гордон … ; … Скотт; … Шиллер; Анри Мари … (Стендаль).

2. Восстановите правильные названия произведений, укажите автора и язык, на котором они написаны. Отметьте произведения, прочитанные вами. «Песочный горшок», «Страдания юного Чайльд-Гарольда», «Золотой человек», «Крошка Дорвард», «Отверженные разбойники», «Квентин Цахес», «Паломничество Айвенго, по прозванию Циннобер».

3. Кратко изложите сюжет одного из произведений (на дополнительном листе).

4. Продолжите двумя-тремя именами ряд героев и укажите произведение.

  • Ансельм, Серпентина
  • Бриан де Буагильбер, Ровена
  • Феб, Пьер Гренгуар
  • Старик Моор, Карл
  • Лотта, Вильгельм
  • Монсеньор Бьенвеню, Козетта
  • Г-н Вально, Жюльен Сорель
  • Фон Вальтер, леди Мильфорд

5. Заполните пропуски словами (следуйте указаниям в скобках).

а) “Герой (жанр) _________________________ (автор) _______________ (название) _____________ , студент (имя) ______________ вылетает на её страницы, сразу угораздив в корзину с (еда) ________________________; торговки бранятся, мальчишки радуются поживе. Чем не срежиссированная сцена! (Имя автора) ___________________ был попеременно то судейским чиновником, то (профессия, род занятия) _____________________ , истинное призвание видел в музыке, славу приобрёл писательством. На самом же деле душа его искусства шире: она — театр” (по А.Карельскому).

б) “Трактирщик пристально посмотрел на него и добавил всё так же тихо:

— Послушайте, довольно лишних слов. Сказать вам, как вас зовут? Ваше имя — (имя героя) _________________ . А теперь — сказать вам, кто вы такой? Когда вы вошли, я кое-что заподозрил, послал в мэрию, и вот что мне ответили. Вы умеете читать?

С этими словами он протянул незнакомцу развёрнутую записку… Незнакомец пробежал её взглядом”. (Что он там прочёл?) _____________________________

_______________________________________________________________

в) “Сюжет повести (название) _________________ начинается с контраста: прекрасная (героиня) ___________________________________ наклоняется над ____________ с маленьким уродцем — (герой) ____________________ . Рядом спит мать этого «крохотного оборотня»: она устала (причина) _______________________________ . Завязка повести не только контрастна, но и иронична: сколько всяких неприятностей случится оттого, что сжалилась тогда (героиня) ________________ над безобразным ребёнком — и одарила его (волшебный дар) _______________________________ .

Однако кому-то нужно же развеять чары и свергнуть злого карлика. Этой чести волшебник (имя) ____________________ удостаивает мечтательного студента (имя) __________________ . Почему именно его? (ваше мнение) ____________________________

______________________________________________ . За это — ему награда: он (что сделает?) _______________________ , лишит его чар, женится на прекрасной (имя) ____________________ и, наконец, получит волшебное наследство от (имя) ___________________ .

А Фабиану (за что?) _______________________ положено наказание…” (какое?)

_________________________________________________ (по М.Свердлову).

г) “Я (имя) ___________ не раз уже давал себе слово пореже видеться с ней (имя) ______________ . Но попробуй-ка сдержи слово!.. я неизменно нахожу веский предлог и не успеваю оглянуться, как я уже там… Бабушка моя знала сказку про магнитную гору: (какую именно сказку?) ___________________________

_______________________________________________.

д) “(Герой) ____________ — образ трагический и страшный, и автор не просто убивает его рукой разъярённого (герой) _____________ , но заставляет принять смерть в жестоких мучениях. И эти смертные мучения он испытывает не в схватке со своим приёмышем, который преданно любил его, но вдруг прозрел, понял, что тот — убийца (чей? кого?) _____________________________ , а в схватке с (чем?) ______________ , который, как живое существо, мстил ему” (по Е.Журавлёвой).

е) “В звучных монологах (герой) ___________ громил «хилый век кастратов», сокрушался, что погасла «сверкающая искра Прометея», обличал неправедные законы, которые заставляют «ползти улиткой того, кто мог бы взлететь орлом». Патетика речей (герой) ___________________ , ссылки на Плутарха поразительно сочетались с грубоватыми репликами, народными словечками и выражениями. В этом дерзком соединении двух лексических слоев новаторство (жанр и название произведения) ___________________ (имя автора) __________________________” (по С.Тураеву).

ж) “С неподражаемым искусством (автор) ________________ описывал рыцарские турниры, сражения, штурмы, героические подвиги, старинные замки. И всё-таки его истинная писательская сила заключалась в том, что он, как никто прежде, умел передать жизнь народа. Из многочисленных персонажей романа (название) _________________ , где на сцену выведены и король, и представители знати, и благородные дамы, такие, как возлюбленная героя (имя героини) ____________ или наделённая магической властью (имя героини) ________________ , больше всего запоминается предводитель отряда вольных стрелков (имя героя) _____________ . Под этим именем изображён народный заступник…” ___________________________ (по А.Звереву).

з) “(Герой) ____________ в самом начале своей карьеры заходит в церковь, где по случаю праздника все окна затянуты красной материей. Он садится на то самое место, откуда будет потом (что делать?) _______________________________ , и видит «обрывок печатной бумаги, который словно был нарочно положен так, чтобы его прочли». Там было написано: «Подробности казни и последние минуты Луи Жанреля». (Герой) ___________ обращает внимание на то, что фамилия казнённого кончается так же, как и его, и пролитая (что?) _______________________________ в отсвете красных занавесей кажется ему кровью” (по Т.Теперик).

и) “(Герой) __________________ , путешествующий с единым желанием — позабыть об отравленном воздухе родной земли, испытывает лишь мучительное чувство безучастности, когда оказывается в (страна) _____________ , где идёт борьба за свободу, и в красочной суровой (страна) ______________ . Тоска, не отпускавшая героя даже в минуты наслаждений, преследует его и в странствиях. «Преждевременной старостью души», как определил эту болезнь времени Пушкин, переболел в юные годы и сам (имя автора) _________________ , который тоже был готов хоть «в ад бежать, но бросить (неофициальное название страны) __________________»” (по А.Звереву).

к) “Вот это убьёт то” (О чём речь?) _____________ ______________________________________________ .

6. Обоснуйте (на дополнительном листе) одно из приведённых суждений, опираясь на любое произведение из прочитанных вами.

  • Романтизм был искусством, возвеличившим личность: её субъективные переживания, её богатый внутренний мир, её вечные порывы за горизонт обыденности.
  • Романтики верили в способность искусства различать магическое даже в самой заурядной будничности.
  • Романтизм — плод глубочайшего разочарования в своей эпохе. Его приверженцы ощущали, что им выпало жить под бесславной звездой в то время, когда опошлены лучшие человеческие порывы.

Ключ для учителя

1. Заполните пропуски: Эрнст Теодор Амадей Гофман; Иоганн Вольфганг Гёте; Джордж Ноэль Гордон Байрон; Вальтер Скотт; Фридрих Шиллер; Анри Мари Бейль (Стендаль).

2. Восстановите правильные названия произведений, укажите автора и язык, на котором они написаны. Отметьте произведения, прочитанные вами.

«Песочный человек», «Золотой горшок», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» — Гофман (нем.); «Страдания юного Вертера» — Гёте (нем.); «Разбойники» — Шиллер (нем.); «Квентин Дорвард», «Айвенго» — Вальтер Скотт (англ.); «Паломничество Чайльд Гарольда» — Байрон (англ.); «Отверженные» — Гюго (фр.).

4. Продолжите двумя-тремя именами ряд героев и укажите произведение.

  • Ансельм, Серпентина, архивариус Линдгорст, конректор Паульман, Вероника («Золотой горшок»)
  • Бриан де Буагильбер, Ровена, Седрик Сакс, Айвенго, Фрон де Беф («Айвенго»)
  • Феб, Пьер Гренгуар, Квазимодо, Эсмеральда, Клод Фролло («Собор Парижской богоматери»)
  • Старик Моор, Карл, Франц, Амалия, слуга Даниэль («Разбойники»)
  • Лотта, Вильгельм, Альберт, Вертер («Страдания юного Вертера»)
  • Монсеньор Бьенвеню, Козетта, Жан Вальжан, Гаврош, Мариус («Отверженные»)
  • Г-н Вально, Жюльен Сорель, г-жа де Реналь («Красное и чёрное»)
  • Фон Вальтер, леди Мильфорд, Фердинанд, Миллер, Луиза («Коварство и любовь»)

5. Заполните пропуски словами (следуйте указаниям в скобках).

а) “Герой сказки Гофмана «Золотой горшок», студент Ансельм вылетает на её страницы, сразу угораздив в корзину с яблоками и пирожками; торговки бранятся, мальчишки радуются поживе. Чем не срежиссированная сцена! Гофман был попеременно то судейским чиновником, то капельмейстером, истинное призвание видел в музыке, славу приобрёл писательством. На самом же деле душа его искусства шире: она — театр” (по А.Карельскому).

б) “Трактирщик пристально посмотрел на него и добавил всё так же тихо:

— Послушайте, довольно лишних слов. Сказать вам, как вас зовут? Ваше имя — Жан Вальжан. А теперь — сказать вам, кто вы такой? Когда вы вошли, я кое-что заподозрил, послал в мэрию, и вот что мне ответили. Вы умеете читать?

С этими словами он протянул незнакомцу развёрнутую записку… Незнакомец пробежал её взглядом… В ней было написано, что тот недавно выпущенный опасный каторжник”.

в) “Сюжет повести «Крошка Цахес» начинается с контраста: прекрасная фея Розабельверде наклоняется над корзиной с маленьким уродцем — Цахесом. Рядом спит мать этого «крохотного оборотня»: она устала нести корзину с хворостом. Завязка повести не только контрастна, но и иронична: сколько всяких неприятностей случится оттого, что сжалилась тогда фея над безобразным ребёнком — и одарила его даром перетягивать на себя блестящие качества других людей.

Однако кому-то нужно же развеять чары и свергнуть злого карлика. Этой чести волшебник Проспер Альпанус удостаивает мечтательного студента Бальтазара. Почему именно его? Он чувствует таинственную жизнь природы. За это — ему награда: он вырвет три огнистых волоска у Цахеса, лишит его чар, женится на прекрасной Кандиде и, наконец, получит волшебное наследство от Проспера Альпануса.

А Фабиану за его неверие в чудеса положено наказание: рукава его одежды укорачиваются, а фалды — удлиняются” (по М.Свердлову).

г) “Я (Вертер) не раз уже давал себе слово пореже видеться с ней (Лоттой). Но попробуй-ка сдержи слово!.. я неизменно нахожу веский предлог и не успеваю оглянуться, как я уже там… Бабушка моя знала сказку про магнитную гору: все железные части кораблей притягивались к ней и моряки тонули под обломками”.

д) “Клод Фролло — образ трагический и страшный, и автор не просто убивает его рукой разъярённого Квазимодо, но заставляет принять смерть в жестоких мучениях. И эти смертные мучения он испытывает не в схватке со своим приёмышем, который преданно любил его, но вдруг прозрел, понял, что тот — убийца Эсмеральды, а в схватке с собором, который, как живое существо, мстил ему” (по Е.Журавлёвой).

е) “В звучных монологах Карл громил «хилый век кастратов», сокрушался, что погасла «сверкающая искра Прометея», обличал неправедные законы, которые заставляют «ползти улиткой того, кто мог бы взлететь орлом». Патетика речей Карла, ссылки на Плутарха поразительно сочетались с грубоватыми репликами, народными словечками и выражениями. В этом дерзком соединении двух лексических слоев новаторство трагедии Шиллера «Разбойники»” (по С.Тураеву).

ж) “С неподражаемым искусством Вальтер Скотт описывал рыцарские турниры, сражения, штурмы, героические подвиги, старинные замки. И всё-таки его истинная писательская сила заключалась в том, что он, как никто прежде, умел передать жизнь народа. Из многочисленных персонажей романа «Айвенго», где на сцену выведены и король, и представители знати, и благородные дамы, такие, как возлюбленная героя Ровена или наделённая магической властью Ревекка, больше всего запоминается предводитель отряда вольных стрелков Локсли. Под этим именем изображён народный заступник Робин Гуд” (по А.Звереву).

з) “Жюльен Сорель в самом начале своей карьеры заходит в церковь, где по случаю праздника все окна затянуты красной материей. Он садится на то самое место, откуда будет потом стрелять в г-жу де Реналь, и видит «обрывок печатной бумаги, который словно был нарочно положен так, чтобы его прочли». Там было написано: «Подробности казни и последние минуты Луи Жанреля». Жюльен обращает внимание на то, что фамилия казнённого кончается так же, как и его, и пролитая святая вода в отсвете красных занавесей кажется ему кровью” (по Т.Теперик).

и) “Чайльд Гарольд, путешествующий с единым желанием — позабыть об отравленном воздухе родной земли, испытывает лишь мучительное чувство безучастности, когда оказывается в Греции, где идёт борьба за свободу, и в красочной суровой Албании. Тоска, не отпускавшая героя даже в минуты наслаждений, преследует его и в странствиях. «Преждевременной старостью души», как определил эту болезнь времени Пушкин, переболел в юные годы и сам Байрон, который тоже был готов хоть «в ад бежать, но бросить Альбион»” (по А.Звереву).

к) “Вот это убьёт то” (О чём речь?) Книга убьёт здание («Собор Парижской богоматери»).