Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2006

Я иду на урок

Я иду на урок

Карточки-задания для развития письменной речи учащихся

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»


Карточка-задание № 1. Смысл названия повести

Умберто Эко однажды заметил, что заглавие — “уже ключ к интерпретации”. Вам предстоит доказать или опровергнуть мысль одного из самых известных зарубежных писателей, обратившись к повести М.Булгакова «Собачье сердце».

Для справки. Современные литературоведы считают заглавие одним из компонентов предтекста, к числу которых относят имя (псевдоним) автора, подзаголовок, эпиграф, посвящение. Эти компоненты предтекста в совокупности выполняют прогнозирующую функцию, задают читателю первые ориентиры, по которым может строиться восприятие художественного произведения в целом.

· Вспомните свои читательские “ожидания” от книги с таким необычным названием и попытайтесь их сформулировать. Какие из них оправдались, а какие нет?

· Первоначально повесть называлась «Собачье сердце. Чудовищная история», но в окончательном варианте название стало звучать по-другому — «Собачье сердце». Как вы думаете, почему Булгаков изменил название и снял подзаголовок? “Чудовищна” или нет история, описанная в повести?

· Подумайте, что в содержании произведения обусловило его название.

· Как помогает понять смысл названия повести следующий диалог между профессором Преображенским и доктором Борменталем:

“— <…> Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки.

— Ещё бы! Одни коты чего стоят! Человек с собачьим сердцем.

— <…> Сейчас Шариков проявляет уже только остатки собачьего, и поймите, что коты — это лучшее из всего, что он делает. Сообразите, что весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человечье сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!”

Чьей стороны в споре, на ваш взгляд, “придерживается” автор?

· Прокомментируйте высказывание одного из профессиональных читателей, который сказал: “В Шарикове непереносимы отнюдь не рудименты его собачьей сути, но именно «человеческая сущность» Клима. И если у него «собачье сердце», то не в буквальном значении «сердце, принадлежащее собаке», но в уничижительно-метафорическом смысле” (С.Руссо). В Толковом словаре современного русского языка нет “уничижительно-метафорического” толкования слова собачий. Попытайтесь его дать, оттолкнувшись от словосочетания собачье сердце.

Для справки. В данном случае: метафорический содержащий в себе метафору, иносказательный. (Метафора — вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или контрасту.) Уничижительный 1. устар. То же, что унизительный. 2. Лингв. Относящийся к образованию существительных и прилагательных, имеющих оттенок презрительности, пренебрежительности.

  • Теоретики литературы утверждают, что помимо метафор-слов большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы. Как вы думаете, является ли таковым название повести?
  • Письменно ответьте на вопрос: В чём смысл названия повести «Собачье сердце»? В своей работе не забудьте отметить, как в названии обыграна многозначность прилагательного собачье.

В качестве подсказки. Внимательно перечитайте карточку и подумайте, что из её текста может быть непосредственно использовано в вашей работе. (Например, начать свой ответ вы можете словами: “Умберто Эко однажды заметил, что заглавие — «уже ключ к интерпретации»”.) А своё дальнейшее высказывание построить как ответ на поставленные вопросы. Ваша задача — продумать их правильную последовательность.


Карточка-задание № 2.События и герои повести

События повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» разворачиваются в Москве. Какой она предстаёт перед глазами читателей? (Задание для желающих.) Сопоставьте свои читательские впечатления со зрительскими, вспомнив экранизацию повести (режиссёр В.Бортко). Насколько точно там передана атмосфера тех лет? Безусловно, вы понимаете, что в кинофильме образ города создан с помощью сугубо “киношных” средств: монтажом фрагментов, сменой планов, даже скорости движения ленты. В художественном произведении также можно обнаружить несколько планов, а их совмещение помогает автору решить многочисленные задачи. Для того чтобы понять, какие, надо разобраться в композиции повести.

Для справки. Композиция расположение и соотнесённость компонентов художественной формы, то есть построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром.

  • Что противостоит в повести хаосу и ненависти, которые царят на улицах Москвы? Кто соединяет два мира: мир города и мир квартиры?
  • Поработайте над композицией повести. На первый взгляд она достаточно проста: пролог, две части и эпилог. Попробуйте, исходя из этого, определить, как соотносятся в повести герои и события. Свои наблюдения оформите в таблицу.

Заполняя таблицу, вы наверняка заметили, что в первых главах повести использован приём остранения: герои и события даны в основном глазами пса.

Для справки. Остранение — художественный приём, основанный на эффекте нарушения автоматизма восприятия путём нового — “странного” — взгляда на знакомые вещи и явления с целью “дать ощущение вещи, как видение, а не как узнавание” (В.Шкловский), иными словами, описание человека, предмета или явления как бы впервые увиденного, а потому приобретающего новые признаки.

· Как вы думаете, почему Булгаков так активно пользуется этим приёмом в первых четырёх главах повести? Почему в пятой главе повествование о событиях “передоверено” доктору Борменталю? Почему дневник ведёт именно он, а не профессор Преображенский? После чудесного превращения Шарика повествование идёт только “от автора”?

  • События в первой и второй частях повторяются: выбор имени, приход домкома, безобразие, учинённое Шариком-Шариковым (расправа с совой и котом соответственно), обед, размышления профессора перед операцией, разговор с Борменталем, операция. В чём смысл этих повторений?
  • Проследите этапы превращения бездомного пса в домашнего Шарика и Шарика в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Зачем нужен вкладной лист в дневник доктора Борменталя: “Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. Беспартийный, сочувствующий. Судился 3 раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз — условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия — игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложён. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной…”? Почему Шариков взял “наследственную” фамилию? Что он унаследовал от пса, а что — от Клима Чугункина?
  • Почему не удалось профессору Преображенскому “развить Шарика в очень высокую психическую личность”? У кого и почему Шариков находит поддержку?

“Террором ничего нельзя поделать с животным, на какой бы ступени оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать. Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был белый, красный и даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему” — это слова профессора Преображенского. А какова точка зрения доктора Борменталя? Зины? Дарьи Петровны? Как же нужно воспитывать человека? Когда и как в повести возникает тема воспитания? Удалось ли профессору остаться верным своим убеждениям: “На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено”? Если да, то почему он решается на повторную операцию? Если нет, то когда и почему вынужден был изменить им?

  • Девятая глава «Собачьего сердца» заканчивается словами: “Конец повести”, но далее следует эпилог. Так где же заканчивается повесть — в девятой главе или в эпилоге? В чём смысл рассказа о новых научных поисках профессора Преображенского в заключительных строках повести?

Карточка-задание № 3. Поработаем с эпизодом

  • Вам предстоит проанализировать эпизод из главы 3 (разговор после обеда). Но для начала попробуйте сформулировать ответ на вопрос, что такое эпизод. Сопоставьте своё высказывание с мнением теоретиков литературы, которые определяют это понятие следующим образом: эпизод — основной структурный элемент сюжета эпического, лиро-эпического и драматического произведения. Каждый эпизод воплощает собой законченный момент действия. Эпизоды связаны между собой причинно-временной или только временной связью. Понять эпизод можно лишь в системе всего действия в качестве его фрагмента, выполняющего определённую функцию: характерологическую, то есть раскрывающую какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение; психологическую, то есть дающую представление о душевном состоянии героя; оценочную, когда авторское слово вторгается в повествование и в нём даются характеристики персонажам и событиям; эпизод также может знаменовать собой новый поворот в отношениях героев. Эпизод в конкретном произведении может нести не одну, а несколько функций. Внимательно перечитайте эпизод и подумайте, какую функцию он выполняет в структуре художественного целого.
  • Проанализируйте эпизод, опираясь на следующий план.

1. Определите мини-сюжет (событие эпизода). Для этого перескажите содержание прочитанного двумя-тремя предложениями, отметив, что происходит в эпизоде, что делают герои, какие поступки совершают.

2. Определите место эпизода в развитии сюжета (определите его место в цепи событий) и композиции произведения.

Для справки. Исследователи считают, что композиция повести достаточно проста: две части с прологом и эпилогом.

Подумайте, к какой части можно отнести этот эпизод, есть ли в нём “толчок” для развития дальнейших событий.

3. Назовите проблему, которая поднимается в рамках эпизода.

В качестве подсказки. Вы, наверное, обратили внимание, что событий в прямом смысле слова в этом эпизоде нет: сидят герои разговаривают. Но этот разговор назвать диалогом достаточно трудно. Это монолог профессора Преображенского, изредка прерывающийся репликами доктора Борменталя. Обратите внимание, в какие моменты автор “даёт слово” Борменталю. Попробуйте “изъять” их из текста. Что изменится?

4. Расскажите о героях, принимающих участие в разговоре (что вы уже знаете о профессоре Преображенском и докторе Борментале?), их отношение к проблеме.

В качестве подсказки. Обратите внимание на третьего, безмолвного участника разговора — пса Шарика. Как соотносится то, что говорит профессор Преображенский и то, что “думает” Шарик. Определите, чьими глазами смотрит читатель на действующих лиц.

5. Расскажите о поведении действующих лиц и дайте их речевую характеристику.

В качестве подсказки. Обратите внимание, как именуются герои эпизода: почему профессор всегда называется по имени-отчеству, а имя-отчество доктора Борменталя — Иван Арнольдович — читатель слышит только из уст профессора. По ходу повествования он именуется красавцем-тяпнутым, просто тяпнутым, укушенным, пострадавшим от пса. Кто и почему его так называет? Подумайте, какие слова из приведённых ниже “сопровождают” реплики профессора, а какие доктора: горестно воскликнул, возопил, громовым голосом ответил, совершенно уверенно возразил, кричал с жаром, назидательно объяснил; возразил, заикнулся было, шутливо заметил, осведомился, с уважением спросил. Чем вы объясните разницу? Как эти слова помогают понять характер персонажей? Какие авторские “ремарки” сопровождают мысли пса?

6. Обратите внимание на художественные детали, которые упоминаются в этом эпизоде. Почему “сонные видения” пса начинаются с упоминания “совы с глупыми жёлтыми глазами”? Какие детали портрета, интерьера помогают нам понять характер Филиппа Филипповича?

7. Определите авторское отношение к проблеме и сформулируйте основную мысль эпизода. Можно ли утверждать, что в уста профессора Преображенского автор вкладывает свои заветные мысли? Завершается эпизод характеристикой профессора, данной Шариком: “…волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки”. Какой смысл вкладывает он в них?

В качестве подсказки. Эти слова не раз звучат на страницах повести, их произносят и другие герои. Вспомните, кто, когда и по какому поводу. Созвучны ли их мысли мыслям пса?

8. Определите, как связан эпизод с темой и/или проблемой повести в целом.

В качестве подсказки. Фразой о Калабуховском доме, которая будет неоднократно повторена профессором при разных обстоятельствах, по существу начинается его знаменитый монолог о разрухе в повести. В каких ещё эпизодах повести звучит эта фраза? Как эти эпизоды связаны между собой?


Карточка-задание № 4. Постигаем поэтику повести

“Смысла, отдельного от поэтики, не существует”, — сказал известный современный литературовед Юрий Владимирович Манн. Вам предстоит убедиться в правоте этих слов в процессе постижения поэтики повести.

  • Как вы знаете, повесть Булгакова «Собачье сердце» прошла долгий путь к читателю. Ознакомившись с ней ещё в рукописи, один из видных советских политических деятелей Л.Б. Каменев написал: “Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя”. И повесть была запрещена. Подумайте, насколько точно был определён жанр повести — памфлет.

Для справки. Памфлет произведение остросатирического характера, высмеивающее в резкой, обличающей форме политический строй в целом, общественное явление… Памфлет отличается документальностью, верностью объективному факту и ограниченностью собственно художественного вымысла. “В памфлете, — указывается в «Словаре литературоведческих терминов», — может переплетаться публицистика с сатирическими приёмами оценки. Памфлетность может быть присуща и художественному произведению, в котором даются более или менее легко расшифрованные портретные зарисовки и характеристики определённых исторических лиц”. Можно ли согласиться с современным исследователем, утверждавшим, что “в «Собачьем сердце» М.Булгаков передаёт гротескный образ современности”? (Е.Скороспелова).

Для справки. Гротеск тип художественной образности, основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.

  • Один из исследователей однажды заметил: “Теперь, пожалуй, уже никто не будет отрицать, что Булгаков стал сатириком нашей эпохи. Да ещё самым выдающимся. А это при всём том, что он вовсе не хотел им стать. Сделала его сатириком сама эпоха. По природе своего дарования он был лириком <…> Каждый созданный им образ несёт в себе его любовь и ненависть, восхищение или горечь, нежность или сожаление” (В.Боборыкин). Как сочетаются на страницах повести сатира и лирика? Лирически или сатирически изображена квартира Филиппа Филипповича и её обитатели? Как автор относится к профессору, доктору Борменталю, Зине?
  • Другой исследователь пишет: “Повесть Булгакова «Собачье сердце» построена как бы по принципу параллельных зеркал <…> Например, в начале повести Шарик рассуждает о еде так же, как Филипп Филиппович рассуждает о закусках за столом” (Ю.Пиотровский). Найдите примеры использования этого приёма в повести и определите его художественную функцию.

Для справки. Под приёмом параллельных зеркал критик понимает отражение поступков, взглядов, высказываний одного героя в поведении и речи другого.

  • Итак, вы убедились, что в булгаковском тексте нет случайных образов, деталей. Наблюдая жизнь Москвы, Шарик расскажет о машинистке, мелькнувшей в подворотне. Вспомните, когда машинистка вновь возникнет на страницах повести, зачем нужен автору этот образ?
  • “Острый имеете взгляд и язык” — эти слова услышал ещё гимназист Булгаков. Мы можем убедиться в справедливости этих слов буквально с первых страниц повести. Вот Шариков унюхал колбасу: “А в сущности — зачем вам она? Для чего вам гнилая лошадь? Нигде кроме такой отравы не получите, как в Моссельпроме”. Внимательный читатель узнает в приведённых словах знаменитую агитку Маяковского: “Нигде кроме, как в Моссельпроме”. Но как она преобразилась под пером Булгакова! Какой сарказм зазвучал в этих словах! Вспомните, где и по какому поводу возникает в повести упоминание о Моссельпроме и других “советских” продуктах и товарах? Какую художественную функцию они выполняют?
  • Необычна не только тематика и проблематика, но и символика повести. Как вы помните, операция проходит 23 декабря, с 24 декабря по 6 января происходит преображение собаки в человека. Соотнесите эти даты с церковным календарём, сделав поправку на новый стиль, и вы по-новому осознаете смысл произошедших событий. Сопоставьте это с фамилией “мага и волшебника” Преображенского и подумайте, что понял и чего не понял профессор. Сопоставьте разговор с доктором Борменталем в 8-й главе и финал повести.
  • Напишите мини-сочинение на тему «Образы-символы и/или сквозные темы в повести “Собачье сердце”». В основу вашей работы может быть положено одно из выполненных заданий или абсолютно самостоятельное исследование.

В качестве подсказки. Перечитайте третью главу и найдите рассуждения Шарика об ошейнике. Какой смысл вкладывает автор в этот образ? С какой темой он связан? Когда и как в повести возникает тема воспитания?

Для справки. Символ — многозначный предметный образ. Символ строится на параллелизме явлений, на системе соответствий.

Подготовила Е.С. Романичева

Рейтинг@Mail.ru