Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/2006

Архив

Почтовый ящик

Письмо в редакцию

Получила первый номер «Литературы» и залпом прочитала “от корки до корки”. Читала и мысленно беседовала, писала письмо. Знаете, может быть, я уже в своём возрасте (хотя собственных лет не чувствую!) должна быть списана — однако до сих пор одержима идеями, даю открытые уроки по трудным темам, руковожу методобъединением. У меня есть много интересных, на мой взгляд, наработок. Но может, поздно уже этим заниматься, пора успокоиться?

Как ушла на пенсию, стала работать только в 10–11-х классах (в школе все классы по одному комплекту), так как нет учителей с высшим образованием. Школы так называемого “северного куста” далеки и нет транспорта, а в ближайшей средней (6 км) работает словесница, которая училась у меня. Бывшие выпускники, окончившие пединститут, приезжали на практику в родную школу, но на мою просьбу поработать в 10–11-х классах, показать, чему учат сейчас, отвечали, что сдавали экзамены по советской литературе по моим лекциям и конспектам.

После такого лирического вступления разрешите изложить свои пожелания.

1. Позвольте поблагодарить за статью «Уроки Александра Белецкого». Очень интересна и полезна для моего самообразования.

2. Раньше у нас была единая программа по литературе, сейчас много именных. Появилась свобода выбора. Однако эта свобода выбора зависит от учебников. Умирающее село не имеет возможности получить многовариантный набор учебников в школьной библиотеке, а покупать детям дорогие учебники безработные родители не могут.

Согласна, что «Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Мёртвые души» Гоголя сложны для восприятия девятиклассников (а двадцать лет назад эти произведения я читала с учащимися 8-го класса), но перенести изучение этих произведений в 10-й класс не могу. Кого “выбросить”? Кого “потеснить”? — Некого!

Мне и четыре часа в неделю мало, хочу читать спокойно (не галопом), наслаждаясь каждым словом.

Прошу сказать громко об этой проблеме на страницах газеты.

3. Новые технологии. Авторы новых технологий повторяются или близки по своим установкам. Правда, у меня уже своя технология, да и литература (особый предмет) сама диктует нужные технологии. Дайте, пожалуйста, консультацию по этому вопросу. Это я как руководитель МО прошу.

4. Понравилась статья «На ошибках учатся». Однако она такая несмелая, осторожная, что неопытному учителю ее не понять. Пожалуйста, смелее пишите об уроках-винегретах.

Ангелина Гавриловна ЖИЛЕНКО,
учитель высшей категории,
Мирнинская средняя школа,
Тайшетский район
Иркутской области.


Письмо из редакции

Уважаемая Ангелина Гавриловна!

Нас очень тронуло Ваше письмо — своей искренностью, заинтересованностью, поистине молодой горячностью. Вы правы: главное — не паспортный возраст, а то, как человек ощущает самого себя.

Читая Ваше письмо, мы ещё раз убеждаемся в том, как необходимы нам сейчас разные формы профессионального диалога друг с другом. Вы с горечью пишете о невостребованности своего опыта, о невозможности поделиться им с кем-нибудь, о трудностях, с которыми сталкивается “умирающая” сельская школа. Действительно, во многих регионах России сейчас практически сходит на нет книготорговля, а обеспеченность Интернетом, несмотря на усилия, о которых постоянно говорит Министерство образования и науки, всё-таки низка. Сельская школа — а нередко и городская — лишена возможности на деле выбирать линию учебников, довольствуясь теми пособиями, которые ещё есть в библиотеке. Учитель редко может получить квалифицированную помощь по повышению своего педагогического уровня. В этих условиях усиливается значение профессиональной периодики, на страницах которой можно обмениваться опытом, узнавать самые свежие новости, ставить острые вопросы и получать на них квалифицированные ответы.

Очень важны Ваши предложения по улучшению нашего издания, как одобрительные, так и критические. Проблему новых технологий в преподавании литературы мы старались и будем стараться рассматривать на конкретных примерах (так, в ближайших номерах намечаем опубликовать цикл статей об использовании экранизаций классики на уроке, рассказать, как системно выстраивать контроль по литературе). Очень важной представляется нам и проблема возрастного соответствия программных произведений, о которой Вы пишете. Ей был посвящён специальный круглый стол в рамках Марафона педагогических предметов (15 марта), причём именно на материале 9-го класса.

Нам кажется, что есть определённые возможности для перемещения произведений в 10-й класс, а также для таких подходов, которые облегчают девятиклассникам знакомство с трудными классическими произведениями. Обязательно расскажем об итогах круглого стола на страницах газеты.

Что же касается смелости в оценке “уроков-винегретов”, то тут главное не переборщить (извините за гастрономический каламбур). Действительно, значительная часть присылаемых нам уроков низка по качеству. Это наша общая беда и боль — ведь авторы всех этих разработок преподают в конкретных школах конкретным живым детям. Мы, конечно же, должны периодически “разбирать полёты”, причём делать это максимально жёстко. Но основной наш метод: всё-таки показывать достижения, держать планку. Такую, которая вовлекала бы в интеллектуальное состязание, вызывала желание взять высоту. Спасибо, что Вы и другие авторы писем в редакцию нам в этом помогаете.

Рейтинг@Mail.ru