Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/2006

Архив

ПРАКТИКА

Яна ИВАНОВА


Яна Николаевна ИВАНОВА (1968) — методист секции литературы методкабинета Щёлковского РУНО Московской области.

Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлева «Мальчик с коньками»

Школа в партизанском отряде. Фото военных лет.

Для урока внеклассного чтения рассказ Юрия Яковлева «Мальчик с коньками» выбран по следующим соображениям.

Во-первых, небольшой по объёму рассказ позволяет за один урок детально разобрать его содержание и учить приёмам анализа художественного произведения.

Во-вторых, учащиеся могут выполнить разнообразные виды работ (выразительное чтение, подробный и сжатый пересказы, создание пусть ещё небольшого, но собственного словесного текста, составление плана характеристики героя).

В-третьих, в рассказе затрагиваются события Великой Отечественной войны, о которых нельзя забывать; раскрывается частичка жизни человека, побывавшего на фронте.

Литература учит. Учит и помогает стать Человеком. Поэтому главная цель настоящего урока — воспитание чувства прекрасного и нравственных качеств; важно показать красоту человеческих отношений, важность и необходимость помощи друг другу.

Этот рассказ дети охотно читают, что помогает вызвать творческую и эмоциональную активность учащихся, усилить их интерес к чтению книг.

Оборудование урока. Иллюстрации школьников к понравившемуся эпизоду рассказа. Записанные на доске эпиграфы к уроку.

“Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик” (И.-В. Гёте).

“Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям” (Л.Бетховен).

1. Вступительное слово учителя

Юрий Яковлевич Яковлев родился в 1922 году в Петрограде — так тогда назывался Санкт-Петербург. Рано увлёкся литературой. С 1940 года служил в армии; зенитчиком прошёл всю Великую Отечественную войну. Став взрослым, писал стихи для детей, рассказы и повести о войне.

Герои книг Юрия Яковлева — ваши ровесники. Они живут интересной жизнью и, хотя не похожи друг на друга, остаются верными в дружбе и совершают поступки, за которые их любят и уважают.

2. Вопросы для беседы

— Назовите действующих лиц рассказа.

(Мальчик, старшина Бахтюков, его мама, врач, шофёр “скорой помощи”, две девочки, звонившие из телефона-автомата.)

— Что в начале рассказа вы узнали о мальчике? Составьте его словесный портрет, включите изобразительно-выразительные средства, которые использует автор.

(Эпитеты: “он нескладный, неустойчивый”, “глаза задиристые”, “дерзкий взгляд”, “независимая походка”.)

— Какие впечатления у вас вызвала внешность мальчика?

(Его взгляд и походка “выдают в мальчике непоседу и драчуна”, “шапка сидит на одном ухе”, “шнурок волочится по тротуару”. Но “аккуратные, ухоженные конёчки” у мальчика в полном порядке.)

— Какое обстоятельство помешало мальчику попасть на каток?

(Подробный пересказ встречи мальчика с Бахтюковым. Каким был незнакомец? Что о нём подумал мальчик?)

— Почему мальчик не прошёл мимо незнакомца? Какой эпизод из своей жизни вспомнил мальчик?

— Какие качества характера проявил мальчик, не оставив в беде незнакомца?

(Доброта, чуткость, отзывчивость.)

— Что узнал мальчик о незнакомце? Почему он “сжал кулак и погрозил тетрадке”?

(Сжатый пересказ отрывка «Мальчик в доме незнакомца». Важно разобраться в отношении мальчика к Сергею Бахтюкову.)

— Правильно ли вёл себя мальчик у телефона-автомата? Чем вызвано его поведение? Найдите эпитеты, характеризующие мальчика.

(“Глаза стали злыми и колючими”.)

— Что предпринял мальчик после того, как ему не удалось по телефону вызвать “скорую помощь”? Какие качества проявились в этом поступке героя?

(Находчивость, смелость, храбрость.)

— С какой целью мальчик пошёл в больницу?

(Навестить Бахтюкова. Мальчику очень хотелось, чтобы этот взрослый человек не чувствовал себя одиноким, зная, что родные Бахтюкова не приедут.)

— В каком эпизоде автор раскрывает нам умение юного героя сопереживать другому человеку? Найдите в этом отрывке слова, подтверждающие ваш ответ.

(Условно назовём этот эпизод «Бой с фашистами»; “сердце стучит”, “для него нет сейчас ни катка, ни города, ни дома”, “раненый боец командует мыслями мальчика”.)

— Опишите душевное состояние мальчика после того, как он узнал, что старшина Бахтюков поправится.

— Почему у героя рассказа нет имени?

(Герою рассказа не дано имени, так как автор считает, что любой школьник поступит на месте мальчика точно так же.)

3. Коллективное составление и обсуждение плана характеристики героя с записью на доске предложенных учащимися верных вариантов, из которых дети составляют свой план в тетради.

4. Составление учащимися устного высказывания (обобщение и вывод).

Ответьте устно на вопросы

— О чём рассказал нам автор (тема рассказа)?

— Какую мысль автор доносит до читателя (идея рассказа)?

Мальчик спас взрослому человеку жизнь, находился рядом, не оставил в беде. Сердце мальчика чуткое, доброе, совестливое. Мы увидели в нём те душевные свойства, которые вызывают уважение окружающих и за которые можно уважать себя.

Герой рассказа обрёл умного, верного друга и советчика, встретил и помог человеку, рядом с которым “чувствует себя сыном”. Вспомним пословицу: “Не богатство — друг, а друг — богатство”.

Нельзя судить человека по внешности, нужно судить о людях по их делам, поступкам, заслугам. Некрасивыми могут быть чувства, поступки людей; они и становятся причиной, по которой люди теряют свою привлекательность, уважение со стороны других людей.

Обратимся к эпиграфам, поможем учащимся включить их в своё высказывание.

5. Наедине с собой вспомните: какую помощь оказали вы кому-то из близких, знакомых и совсем незнакомых людей?

Домашнее задание

Вспомните: случалось ли вам помочь кому-то из близких, знакомых и совсем незнакомых людей?