Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2006

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

И.Е. Каплан. АНАЛИЗ ЛИРИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ: Учебно-методическое пособие: 10–11 классы. М.: Экзамен, 2005. 256 с. (Серия «Учебно-методический комплект»). И.Е. Каплан.
АНАЛИЗ ЛИРИКИ
В СТАРШИХ КЛАССАХ:
Учебно-методическое
пособие: 10–11 классы.

М.: Экзамен, 2005. 256 с.
(Серия «Учебно-методический
комплект»).

Старейший учитель и методист Исаак Ерухимович Каплан был автором «Литературы» с 1994 года, а последнюю свою статью — о легендарном стихотворении Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь...» он опубликовал здесь весной 2004 года, незадолго до кончины. Да и некоторые другие статьи, вошедшие в эту его, увы, посмертную книгу, также впервые появились в «Литературе» — то есть были предложены автором своим коллегам для немедленной проверки их в деле.

Перелистывая сборник И.Е. Каплана, первым делом отмечаешь актуальность его тематики. Вспомним, например, о выпускном экзамене по литературе... Особенности его проведения сегодня порой ставят в тупик и учащихся, и учителей. К каким формам контроля готовить детей? Какие умения развивать?

Но есть один вид работы, с которым выпускник столкнётся в любом случае: сдаёт ли он литературу в форме ЕГЭ, пишет ли сочинение. Речь идёт об анализе поэтического текста. Любой словесник согласится, что это одна из самых сложных форм анализа, которым должен выучиться школьник.

Подлинная лирика для современных подростков, погружённых в болотный туман эстрадной попсы, остаётся, как правило, полюсом недоступности. С другой стороны, ткань поэтического текста столь тонка и требует такого бережного отношения, что анализ стихотворения часто разрушает то, ради чего поэзия вообще существует. А ведь от детей на экзамене требуют самостоятельного истолкования и оценки стихотворения!

Вот в этом поиске эффективных, бережных форм обучения умению читать, понимать и размышлять о стихотворных произведениях книга И.Е. Каплана может оказать существенную помощь.

Признаем: в целом пособий, помогающих словеснику в его нелёгком труде, много. Но в основном они содержат литературоведческий материал: разъясняют особенности поэтической речи, рассматривают стихотворные размеры, анализируют изобразительно-выразительные средства. Без этого материала учителю, безусловно, не обойтись. Но ведь можно сколь угодно долго учить правила дорожного движения и устройство машины, но так и не освоить управление автомобилем. С филологией куда сложнее.

На основании своего более чем полувекового педагогического опыта И.Е. Каплан остаётся верен испытанному методу: обучение на основе анализа образца. Он предлагает своему читателю вдумчивые разборы поэтических произведений, включённых в программу старшей школы. Вот только имена авторов: Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Фет, Блок, Маяковский, Есенин, Пастернак, Заболоцкий, Симонов, Твардовский.

И.Е. Каплан раскрывает приёмы анализа, с помощью которых удастся привлечь внимание старшеклассников к безграничным возможностям слова, научить пониманию целостности художественной структуры стихотворения, помочь в постижении неповторимости взгляда поэта на события, людей и окружающий мир. Вместе с тем автор не навязывает учителю свою точку зрения на стихотворение как единственно возможный, путь его изучения. Он предполагает, что творчески работающий учитель внесёт в проделанные разборы свои коррективы, привлечёт дополнительный материал.

Кроме аналитической части, предназначенной для учителя, каждый разбор содержит вопросы и задания для учащихся. Особо необходимо отметить, что они не дублируют задания учебников, а нацелены специально на формирование умений работы с поэтическим текстом.

Особую благодарность вызывает Приложение к сборнику, где собраны отрывки из воспоминаний современников о тех поэтах, произведения которых стали предметом анализа. “Обращение учителя к мемуарам, письмам художников слова всегда плодотворно, — пишет И.Е. Каплан. — Своей достоверностью они оказывают большое воздействие на школьников, воскрешают далёкую эпоху, помогают понять писателя как человека, многое разъяснят в его творениях”.

Также полезен и список стиховедческой и методической литературы, завершающий книгу. В нём всего двадцать позиций, но составлен он настолько продуманно, что вновь нельзя не ощутить за этими строками огромный профессиональный опыт автора, его ответственность за рекомендуемое.

И, наконец, хотя пособие это рассчитано прежде всего на учителя-словесника, как всякая добротная книга, самим своим содержанием и даже его построением оно значительно расширяет читательский адрес и станет хорошим подспорьем при подготовке учениками рефератов, даст абитуриенту материал при его самостоятельной подготовке к экзаменам.

Елена ЛЯШЕНКО,
учитель русского языка и литературы; Москва.