Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2006

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Е.Ю. Тихонова. ЧЕЛОВЕК БЕЗ МАСКИ. В.Г. БЕЛИНСКИЙ: ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА. М.: Совпадение, 2005. 512 с. (РАН. Институт российской истории) Е.Ю. Тихонова.
ЧЕЛОВЕК БЕЗ МАСКИ.
В.Г. БЕЛИНСКИЙ:
ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА.

М.: Совпадение,
2005. 512 с.
(РАН. Институт
российской истории)

Можно смело сказать: вот книга, которую мы давно ждали. Ждали с той поры, когда отечественная гуманитарная мысль отбросила как конъюнктурное, а, точнее, бессодержательное понятие “революционные демократы”. Но вопрос остался: в том смысле, что существует литературное наследие этих самых РД, а причислялись к ним люди не из последних: Герцен, Чернышевский, Добролюбов… Даже у страдавшего психическим расстройством Писарева были литературные просветления. Что же говорить о Белинском, появление которого в русской литературе современники сравнивали с бурей. “Вдруг налетела буря Белинского”. И это была отнюдь не разрушительная буря. Было в ней и здоровое дыхание свежего ветра.

Когда почти два десятилетия назад Белинского вывели из миражных революционно-демократических координат, следовало определить его действительное место в истории нашей культуры. Но в постперестроечное время до этого не добрались. Хотя в итоге пауза пошла делу на благо. Книга Е.Ю. Тихоновой написана в тональности без гнева и пристрастия, исследователь, продолжая работать над близкой ей проблематикой (Е.Ю. Тихонова — автор монографии «Мировоззрение молодого Белинского» — М., 1998), предлагает читателю увидеть Белинского без посредников, при ближайшей помощи самого Белинского.

Первая часть книги так и называется: «Личность В.Г. Белинского в его переписке». Е.Ю. Тихонова обращает особое внимание на то, что при всём коммунистическом демонстративном пиетете к “неистовому Виссариону” (как заметили однажды братья Стругацкие: неистовый Виссарион и сын его Иосиф Виссарионович), в “Полном собрании сочинении” Белинского проделаны ханжеские купюры в его письмах. Жаль только, что Тихонова не совершила необходимый в этих случаях следующий шаг: ведь все купированные письма можно было бы дать приложением к книге, что придало бы ей дополнительную ценность (ср. в связи с этим важную работу В. Сажина «Рука победителя: Выбранные места из переписки В.Белинского и М.Бакунина // Литературное обозрение. 1991. № 11). Здесь же не могу не указать ещё на одно упущение серьёзного издания: всё-таки труды под грифом Института российской истории РАН следует выпускать с именным указателем.

Вторая часть исследования — «В.Г. Белинский в споре со славянофилами» — также представляет значительный интерес. Наконец-то мы начинаем приближаться к реальному анализу происходившего в русской общественной мысли XIX века. Особое внимание следует обратить на главу «Пафос творчества Гоголя в понимании Белинского и славянофилов» с её тезисом о том, что спор здесь “выходит за рамки эстетико-литературоведческих проблем”. В нынешних условиях, когда художественное наследие Гоголя стремятся жёстко втиснуть в пространства сугубо религиозных, богословских подходов, материал, рассмотренный Е.Ю. Тихоновой, позволит вернуть проблему в сферу академического спокойствия и тем, между прочим, спасти обаяние Гоголя-художника от объятий новоявленных постников. Книга окажется полезной и для тех, кто будет вникать в перипетии спора Достоевского с Белинским (см. статью Г.М. Рабель на с. 15–20).

С.Д.