Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2006

Архив

Отвечаем на ваши вопросы

Вопрос. Расскажите, пожалуйста, о требованиях к реферату как форме итоговой аттестации в 11-м классе.

Ответ. Как известно, реферат — это либо доклад на определённую литературную тему, включающий обзор соответствующих литературных источников, либо изложение содержания научной работы.

В школьной практике могут быть использованы оба вида реферата. Тема реферата определяется совместно учеником и учителем в начале учебного года. Учитель руководит работой ученика: помогает составить библиографию, план реферата, просматривает конспекты критических статей, отрабатывает обобщения и выводы, а также стиль изложения.

Вопрос об оформлении работы решается в школе. Не стоит требовать дорогостоящих папок, переплётов альбомного типа. Должны быть приняты как написанные от руки, так и напечатанные на компьютере рефераты — в том случае, если ученик может это сделать сам, без дополнительных затрат.

Основные требования к реферату-докладу

  • Выбирается и записывается тема; в кратком изложении перечисляется, что написано по этой теме, то есть даётся обзор литературы с библиографическим описанием (этим реферат отличается от доклада).
  • Формулируется проблема, которую ученик будет освещать.
  • Раскрывается поставленная проблема; правильность решения доказывается с помощью текста художественных произведений, необходимого историко-культурного комментария, критики и другого литературного материала; цитаты подтверждают выдвинутые положения, однако не стоит перегружать работу цитированием.
  • Делаются выводы и обобщения, формулируется основная мысль работы.

Текст реферата может сочетаться с иллюстрациями и таблицами только в том случае, если это помогает раскрыть основное его содержание.

В реферате-докладе на литературную тему ученик должен показать знание текста художественного произведения, литературной критики, теоретико-литературных понятий, историко-культурных сведений.

Всё это определяет содержательность и глубину работы. Причём ученик использует известные в литературоведении трактовки и оценки, однако примеры, рассуждения и доказательства у него должны быть изложены по-своему. Именно такой реферат-доклад считается самостоятельным.

Важным требованием к реферату является его стилевое единство: ученику необходимо выдержать научный стиль речи; работа должна быть написана связно, логично и последовательно; в соответствии со смысловыми частями выделяются абзацы и заголовки.

Объём реферата строго не регламентируется, однако должен быть не менее 20 000 знаков (12–15 машинописных листов).

Основные требования к реферату — сокращённому изложению литературно-критической, литературоведческой статьи, монографии

  • Определяется заглавие реферата (оно может отличаться от названия статьи или монографии, но в начале его даются библиографические сведения о первичном источнике).
  • Излагается тема и цель реферата; указывается точка зрения автора первичной работы, позиция, с которой он рассматривает произведение (эстетическая, реальная, революционно-демократическая, советская критика и др.); описываются приёмы анализа, гипотезы, выводы, оценки автора статьи или монографии.

Такой реферат должен включать как можно больше информации, содержащейся в первичном документе, а также основные выводы и обобщения. По сути дела это информация, полученная путём аналитико-синтетической обработки первичного источника, и этим реферат отличается от конспекта. Допускается свободное изложение первичного материала с соразмерной долей детализации (допускается цитирование), точность и краткость — важные достоинства указанного реферата. Все термины, встречающиеся в тексте первичного документа, обязательно разъясняются в специальных сносках или в тексте.

Различные исторические справки, иллюстрации и таблицы, если они не составляют основное содержание первичного материала, в реферат не включаются.

Используются только общепринятые аббревиатуры и сокращения, смысл которых ясен из контекста.

Объём реферата определяется содержанием монографии или статьи. Не стоит забывать, что в данном случае реферат является информационной моделью первичного материала, поэтому по своему содержанию и форме он в определённой степени зависит от него.