Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №5/2006

Я иду на урок

МЕТОДИКА

Несколько слов о синквейне

В прошлом номере мы опубликовали статью о синквейне — приёме технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Уже на стадии подготовки материала его содержание вызвало оживлённое обсуждение в редакции. Один из первых откликов публикуем сегодня. Надеемся узнать мнение о синквейне, его методических возможностях и от других словесников.

Много лет проработав в школе, каждый раз восхищаюсь коллегами, которые ведут постоянные методические поиски. Желание привнести в традиционные уроки что-то новое свойственно людям творческим, с огромной энергетикой, неуёмным. А как приятно наблюдать за горящими глазами учеников, когда видно, что и их захватила поставленная учителем задача. Однажды посетив открытый урок и познакомившись с методикой составления текста по ассоциациям, я тоже стала иногда использовать эти приёмы.

Синквейн — очень интересная форма работы, в ходе которой учитель немедленно получает эффектный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными. И здесь перед преподавателем встаёт сложная проблема: с одной стороны, не хочется разочаровывать авторов, с другой — словесник не может не понимать, что настоящая литература есть нечто живорождённое, а тексты, составленные по определённой методике, таковыми не являются, как бы они ни были ярки. Ведь созданные образы являются навязанными определённой технологией.

Это вовсе не значит, что следует отказаться от данного вида работы, но вряд ли стоит широко использовать его в учебной практике, особенно в старших классах. Данный метод представляется удачным в 5–6-м классах или как индивидуальная работа с детьми.

Некоторое время мне пришлось работать в школе с национальным компонентом, и моими учениками были ребята, которые не всегда свободно владели русским языком. Уроки с использованием методики составления текста помогали им почувствовать себя успешными учениками.

Проведение подобных уроков требует не только точной формулировки пошаговых заданий, но и продуманности тем, которые предлагаются ученикам. Мой опыт показывает, что удачными работами являются те, которые созданы на свободные темы, не связанные с изучаемыми литературными произведениями. Это даёт больший простор для ассоциаций, не сковывает учеников готовыми штампами, а главное — не обедняет образы изучаемых произведений и не разрушает художественный текст.

И ещё одно замечание. Такой метод хорошо работает один-два раза за весь период обучения, он не должен повторяться с теми же детьми каждый год или каждую четверть. Это убивает элемент творчества, радости, неожиданности.

Вот алгоритм, которым можно воспользоваться для проведения задания такого вида.

  • Напишите миниатюру на одну из тем: «Москва», «Красная площадь», «Метро», «Моя улица», «Море», «Лес».
  • Выполняйте задания в указанном ниже порядке. Последовательно запишите свои ответы каждый раз на новой строчке.
  • Назовите то, о чём вы пишите.
  • Подберите 2–3 определения, выраженные прилагательными.
  • Подберите 1–2 сказуемых, выраженных глаголом, которые раскроют описываемое вами явление или предмет в действии.
  • Назовите чувства, связанные с тем, что вы описываете.
  • Опишите, какого цвета может быть описываемое вами явление или предмет.
  • Опишите, какой вкус может быть у описываемого вами явления или предмета.
  • Опишите, какие звуки возникают в вашей памяти, когда вы вспоминаете об описываемом вами явлении или предмете.
  • Прочитайте то, что вы написали. Можете что-нибудь добавить, убрать или написать в другом порядке. После редактирования перепишите вашу миниатюру на чистовик.

Миниатюры учеников 6-го класса школы с национальным литовским компонентом.

Красная площадь

Красная площадь — сердце Родины.
Она надёжная и много испытавшая,
Большая и шумная.
Она живёт и будет жить века.
Чувство Родины.
Чувство гордости.
Чувство истории…
Когда идёшь по Красной площади,
Ощущаешь запах победы, вкус горечи и крови.

Москва-река

Ты протекаешь мимо,
А я чувствую грусть
И горько-сладкий вкус одиночества.
Стон ветра.
Хлопанье птичьих крыльев.

Наталия Плавинская,
завуч Педагогического университета
Издательского дома «Первое сентября».
Рейтинг@Mail.ru