Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №5/2006

Я иду на урок

Я иду на урок

Карточки-задания для развития письменной речи

Карточка-задание № 1. И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Воробей»

Литературовед Лев Озеров, читая «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева, однажды задался вопросом, “далеко не праздным и вовсе не специально литературоведческим… Сочетаются ли «стихотворения» с «прозой»? Возможно ли вообще такое сочетание?” Вам предстоит ответить на эти вопросы, обратившись к стихотворению И.С. Тургенева «Воробей».

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастающие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собой своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да, не смейтесь. Я благоговел перед этой маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

— Подумайте, сколько персонажей в этом произведении? Что вы можете сказать о рассказчике? Участвует ли он в событиях или автор наделяет его другими функциями? Что изменится в тексте, если повествование будет идти от третьего лица?

— Какой житейский эпизод лёг в основу повествования? Чем он оказался интересен рассказчику?

— Внимательно перечитайте описание маленького воробьишки. Для чего автор использует детали: желтизна около клюва, пух на голове, едва прорастающие крылышки?

Для справки. Деталь (от франц. detail — подробность, частность, мелочь) художественная — одно из средств создания образа, деталь фиксирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным, характерным в природе, в человеке или в окружающем его мире.

— Почему же этот воробьишка вскоре будет назван детищем? Чтобы точнее ответить на этот вопрос, подумайте, какое смысловое значение вносит суффикс -ищ- (для примера сравните: чудище, идолище). Подберите к этому слову подходящий по смыслу эпитет.

Для справки. Эпитет — слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки.

— Сравните поведение собаки (уменьшила свои шаги и начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал эту силу) и воробья (сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два, ринулся спасать, заслонил собой своё детище, маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, замирал, жертвовал собою). Как нагнетание глаголов помогает понять их внутреннее состояние? Чьими глазами мы видим этих героев?

— Как эпитеты помогают автору создать образ воробья? Что помогает старому черногрудому, взъерошенному воробью вдруг стать героической птицей? Почему стихотворение называется «Воробей»?

— Что является смысловым центром повествования? Как описан “поединок” воробья и собаки? Можно ли считать его состоявшимся? Кто и почему вышел из него победителем?

— Какие строки являются эмоциональным центром произведения? С помощью какого художественного приёма автор выделяет его?

Для справки. Повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя) и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчёркивает важнейшие мысли.

— Какие слова и почему повторяются дважды? Почему Тургенев заменяет слово любовь перифразом? Как вы можете объяснить выбор повторяющегося глагола?

Для справки. Благоговеть, по Далю, “страшиться и покоряться, смиряться в ничтожестве своём перед высшим, оказывать кому безусловное уважение и повиновение, раболепствовать, признавать и безмерно ценить чьи достоинства”.

— Как вы думаете, можно ли говорить об использовании приёма градации?

Для справки. Градация — стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или ослаблении выразительных средств художественной речи.

— Подводя итоги своим наблюдениям, прокомментируйте высказывание Л.Озерова: “Стихотворения в прозе являются не произвольным соединением стихов и прозы… Каковы его черты? Лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора. В большинстве случаев — прямая автобиографичность и рассказ от первого лица. Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то восторг, то смятение…”


Карточка-задание № 2. А.С. Пушкин. «Сонет»

Вам предстоит поработать со стихотворением А.С. Пушкина «Сонет». Внимательно прочитайте текст (для удобства он разбит на строфы) и сопровождающие его комментарии. Последовательно выполняя все задания и отвечая на вопросы, вы сможете сделать его письменный анализ.

1. В сонете названы поэты, творившие в этом жанре. Как связано упоминание имён поэтов с содержанием первой строфы? Какая тема заявлена в ней? Как вы думаете, почему именно в таком порядке они упомянуты? Обратившись к датам, сделайте вывод о том, когда возник сонет как жанровая форма. Подумайте, почему в первой строфе имя Шекспира заменено перифразом — “творец Макбета”?

Для справки. Перифраза — вид словесного оборота (тропа) с переносным значением, в котором происходит замена названия на указание его характерных черт или признаков.

2. Прочитайте вторую строфу: что это за “наши дни”, о которых упоминает поэт?

Для справки. Стихотворение «Сонет» написано в 1830 году.

3. Почему имя Вордсворта упомянуто в тексте дважды (в тексте и в эпиграфе)? Как эпиграф помогает понять основную мысль и/или тему стихотворения?

Для справки. Эпиграф — краткий отрывок из произведений другого автора, фраза, пословица, отрывок из песни, помещенные в начале произведения или главы. В афористически краткой форме эпиграф выражает основную тему, идею или настроение произведения, с его помощью автор выражает своё отношение к изображаемому.

4. Определите стихотворный размер, которым написан сонет, понаблюдайте за рифмовкой каждой строфы, попробуйте дать определение сонета как жанровой формы. Подумайте, к какому роду литературы он относится.

5. Какова лирическая тема сонета? Проследите, как она развивается в каждой из строф.

Для справки. “Большую роль играет внутренняя композиция сонета. Каждая строфа сонета — это законченное целое. Первый катрен является экспозицией, в нём утверждается основная тема стихотворения, во втором катрене развиваются положения, высказанные в первом катрене; таким образом, оба катрена ведут линию подъёма. Дальше начинается нисхождение темы: в первом терцете намечается развязка её, во втором терцете происходит быстрое завершение развязки, которая находит наиболее яркое выражение в заключительной строке сонета, самой сильной по мысли и образности” (А.Квятковский. Школьный поэтический словарь).

6. Как вы думаете, о каких “мечтах” идёт речь в третьей строфе? Почему Пушкин вновь употребляет перифраз? Можно ли сказать, что в этой строфе начинается нисхождение темы, заявленной в «Сонете»?

7. Согласно канону сонет должен заключаться “сонетным замком”, то есть фразой, содержащей парадокс, неожиданный вывод. Как вы думаете, следует ли этой традиции Пушкин?

Подводя итоги сказанному, вновь обратитесь к ответу на вопрос: какая тема заявлена в сонете? Что составляет предмет поэтического размышления в этом стихотворении?

Для справки. В последней строфе упомянуто имя поэта Дельвига, создавшего оригинальную форму русского сонета (схема последних двух строф сонета: С С D, D C D), которую стали использовать его современники.


Карточка-задание № 3. Притчи в художественном тексте (А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»)

Евангельская притча о блудном сыне (Евангелие от Луки, гл. 15, 11–32) занимает особое место в художественном мире А.С. Пушкина.

Так отрок Библии, безумный расточитель,
До капли истощив раскаянья фиал,
Увидев наконец родимую обитель,
Главой поник и зарыдал.

(«Воспоминания в Царском Селе»)

Невольно напрашивается сравнение с финалом «Станционного смотрителя»: “Она легла здесь и лежала долго”.

1. Вспомните, каков смысл притчи о блудном сыне.

Для справки. Притча — небольшой рассказ, в иносказательном смысле заключающий религиозное или моральное поучение. Притча даёт возможность человеку самостоятельно понять и истолковать заключённый в ней смысл, принять истину как плод самостоятельного раздумья и личного выбора.

2. Кого мы называем блудным сыном? Применимо ли это определение к Дуне, героине повести «Станционный смотритель»?

Задание для любознательных. Прочитайте описание последней “немецкой картиночки” и внимательно рассмотрите картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Как вы думаете, прямой или иносказательный смысл притчи “проиллюстрируют” “немецкая картиночка” и картина великого художника? Помните: в притче всё иносказание (имеющий уши да слышит!). Ведь притчу о блудном сыне можно трактовать и так: в ней речь идёт о взаимоотношениях не только отца и сына, но и человека и Бога, о попытке человека жить без Бога и о возвращении к Богу. И о том, что Бог принимает вернувшегося сына.

Связь пушкинской повести с притчей о блудном сыне проявляется на уровне реминисценций.

Для справки. Реминисценция (от лат. — воспоминание) — намеренное или невольное напоминание о другом произведении. Реминисценция ориентирована на память и ассоциативное мышление писателя и читателя.

3. Найдите эти “напоминания” в пушкинском тексте. Почему рассказчик так подробно рассказывает про “картиночки”, когда описывает убранство комнаты станционного смотрителя в первый раз, и ещё раз упоминает про них, говоря о “ветхости и небрежении”, воцарившихся в доме несколько лет спустя? Какая напрашивается параллель с сюжетом повести? Как она помогает понять тему повести?

Предлагаем поспорить. Известный искусствовед А.Д. Чегодаев, обращаясь к «Повестям Белкина», однажды заметил: “Основная тема этих повестей — тема судьбы… Особенно сложно решена эта тема в «Станционном смотрителе». Главный герой повести — безусловно, трагическая фигура, но его трагедия тяжела вдвойне, потому что она мнимая, ошибочная. Смотритель привык смотреть на картинки с историей блудного сына, висящие на стене его скромного обиталища, потому что совершенно убеждён, что его дочка, уехавшая с проезжим офицером, погибла. Согласно внушенной сверху ходячей морали ей полагается погибнуть! И смотритель настолько глубоко усвоил это незыблемое правило, что просто не может представить себе, что его Дуня не только не пропала, а наоборот, нашла своё счастье, какого никогда не нашла бы, если б осталась навсегда в отцовском доме на глухой станции. Смотритель спивается и умирает от воображаемой трагедии?”

4. Как вы думаете, есть у читателя основания считать трагедию Самсона Вырина “воображаемой”? “Спорит” ли автор с притчей? Можно ли утверждать, что вопреки всему судьба Дуни сложилась счастливо? Какой мы видим героиню в конце повести?

Однако в пушкинском тексте есть упоминание и ещё об одной притче, отсылка к ней — в словах Самсона Вырина: “…приведу я домой заблудшую овечку свою». В Евангелии от Луки (15, 2–10) притча о пропавшей овце предшествует притче о блудном сыне: “Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдёт её? А нашед, возьмёт её на плечи свои с радостью и, пришед домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии… так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божьих и об одном грешнике кающемся”.

5. Подумайте, как эта притча помогает понять причины, которые побудили отца отправиться на поиски дочери. Как эта притча проясняет финал повести? Какая тема актуализируется в нём? Как изменится трактовка финала, если мы не примем во внимание упоминание притчи о потерянной овце? Как эта притча помогает понять заключительные слова рассказчика: “И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною потраченных”? Как вы думаете, зачем рассказчик решил посетить “знакомую сторону” ещё раз?

6. Подводя итоги свои наблюдениям над текстом «Станционного смотрителя», письменно ответьте на вопрос: как притчи о блудном сыне и потерянной овце помогают читателю понять смысл повести?


Карточка-задание № 4. Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи»…

Вам предстоит поработать над последним стихотворением Г.Р. Державина. Летом 1816 года в любимой Званке, своём имении в Новгородской губернии, он начал работу над новым произведением. Но творческим планам поэта было не суждено сбыться: смерть прервала работу. До нас дошли лишь несколько строк, записанных — что само по себе символично — на аспидной доске.

Для справки. Аспидная доска — доска из минерала чёрного цвета, на которой пишут грифелем.

Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы!

1. Найдите в тексте метафоры, раскройте их смысл и художественную роль.

Для справки. Метафора — вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.

2. Что объединяет метафоры река времён, пропасть забвенья, жерло вечности? В каком значении употреблено слово жерло?

Для справки. Жерло — 1. Отверстие ствола орудия. 2. Входное отверстие в печи. 3. Глубокое отверстие в кратере вулкана.

3. Какова, по мнению поэта, общая судьба всего сущего? Дайте толкование последней строки стихотворения. Что говорит автор о силе времени? Что оно может победить? Можно ли, по мнению поэта, победить вечность?

— Символом поэзии, как вы знаете, является лира, музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи. Символом чего, на ваш взгляд, может являться труба? Какова роль этих образов в стихотворении?

Для справки. Символ — многозначный предметный образ. Символ строится на параллелизме явлений, на системе соответствий. Так, в стихотворении М.Лермонтова «Парус» мятежные чувства человеческой души находят себе соответствие в вечно бурной морской стихии.

4. На системе каких соответствий строятся символические образы в стихотворении Державина? Подумайте, какие ассоциации возникают в сознании при упоминании о звуках лиры и трубы?

5. Сопоставьте последние строки стихотворения «Река времён в своём стремленьи…» и последнюю строчку первой строфы державинского «Памятника» (1795).

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит.

6. Как вы думаете, почему в более раннем стихотворении Державин говорит о бессмертии своей поэзии, а в последнем утверждает, что “звуки лиры и трубы” не удержатся в вечности?

В последние годы жизни Державин писал трактат «Рассуждение о лирической поэзии», где обозначил ряд признаков подлинной поэзии, к числу которых отнёс “высокость” (“полёт пылкого, высокого воображения, которое возносит поэта выше понятия обыкновенных людей и заставляет их сильными выражениями своими то живо чувствовать, чего они не знали и что им прежде на мысль не приходило”), “краткость” (“пламенное чувство выражается кратко, но сильно”), “сладкогласие и сладкозвучие” (“сколь нужно поэту пещиться о чистом и гладкотекущем слоге”).

7. Попробуйте с этих позиций проанализировать последнее державинское стихотворение. Обратите особое внимание на то, как авторская мысль выделена звуковыми повторами, найдите все случаи аллитераций и ассонансов, посмотрите, как меняется звуковой ряд.

Задание выполните письменно.

Для справок. Аллитерация – повторение согласных звуков, ассонанс – повторение гласных звуков.

Подготовила Е.С. Романичева

Рейтинг@Mail.ru