Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №5/2006

Архив

Книжная полка

В ДЕСЯТКУ!

«Литература» начинает новый проект, который, как нам представляется, может помочь читателям, учителям и ученикам в их поиске нужных и важных книг.

Проблема круга чтения, того, что называется рекомендательные списки, всегда будет актуальной, даже несмотря на постоянные титанические усилия составителей стандартов, программ, методистов, библиотекарей… Мы также решили внести свою лепту в это дело естественного — и профессионального — отбора выдающихся книг, причём в основном вышедших уже в нынешнем столетии. Довольно сдержанно относясь ко всякого рода современным рейтингам и кастингам, мы всё же убеждены в непреложной ценности некоторых сочинений, как художественных, так и “учёных”, и желательности того, чтобы их прочло как можно больше людей.

«Литература» обратилась с двумя вопросами к филологам, педагогам, писателям (прежде всего к тем, кто получил педагогическое образование, имеет опыт работы в школе), деятелям искусства, так или иначе связанным с образованием, а также, разумеется, к членам нашего редакционного совета, к нашим постоянным авторам.

1. Назовите пять книг (литературоведческих, художественных), изданных в последние годы, которые полезно прочитать учителям литературы.

2. Назовите пять книг (художественных, научно-популярных и т.д.), изданных в последние годы, которые вы советуете прочитать школьникам.

Почему только пять, а не больше (или меньше)? Ответ прост. Мы реалисты. Надо ставить цели, которых можно достичь. “Пять” — это не много и не мало, а по школьной традиции — попросту отлично!

С другой стороны, в конце концов хороших книг окажется не пять и не десять, много больше — при том, что всё это будут хорошие книги.

Наконец, по итогам опроса ничто не мешает нам составить ещё один список — для тех, кому не захочется прочесть что-то ещё из наших списков.

Первые ответы получены, и с этого номера начинаем их публиковать под рубрикой «В десятку!». Порядок книг в списках принадлежит отвечающим. Они могут пояснять свой выбор или просто называть книги.

Самый первый ответ, как и положено при современном развитии коммуникаций, пришёл из-за океана. Его прислал наш давний друг и желанный автор —

Александр Константинович ЖОЛКОВСКИЙ,
филолог, прозаик, профессор Университета Южной Калифорнии (США).

Учителям:

  • А.А. Зализняк. Слово о полку Игореве: Взгляд лингвиста. М.: Гнозис, 2004.
  • Д.Быков. Борис Пастернак. М.: Молодая гвардия, 2005 («Жизнь замечательных людей»).
  • Д.Рейфилд. Жизнь Антона Чехова. М.: Независимая газета, 2005.
  • М.Гаспаров. Метр и смысл: Об одном из механизмов культурной памяти. М.: РГГУ, 1999.
  • О.Проскурин. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. М.: Новое литературное обозрение, 1999.

Ученикам:

  • О.Лекманов. Осип Мандельштам. М.: Молодая гвардия, 2004 («Жизнь замечательных людей»).
  • Э.Лимонов. Священные монстры. М.: Ad Marginem, 2003.
  • История и антиистория: Критика “новой хронологии” академика А.Т. Фоменко; Анализ ответа А.Т. Фоменко: Сборник / Составитель А.Д. Кошелев. Изд. 2-е, доп. М.: Языки славянской культуры, 2001.
  • М.Гаспаров. Занимательная Греция. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
  • Борис Рыжий. Стихи: 1993–2001. СПб.: Пушкинский Дом, 2003.

Далее в этом номере печатаются ответы членов нашего редакционного совета.

Елена Ивановна АННЕНКОВА,
доктор филологических наук,
профессор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (СПб).

Учителям:

  • Л.Ф. Луцевич. Псалтирь в русской поэзии. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002.
  • М.Н. Виролайнен. Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности. СПб.: Амфора, 2003.
  • Б.Н. Тарасов. “Мыслящий тростник”: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М.: Языки славянской культуры, 2004.
  • “Век нынешний и век минувший”: Комедия А.С. Грибоедова в русской критике и литературоведении / Вступительная статья В.М. Марковича; комментарии М.Я. Билинкиса. СПб.: Азбука–Классика, 2002. 448 с. (Серия «Круг чтения. Русская литература»).
  • Тихомиров Б.Н. “Лазарь! Гряди вон”: Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. СПб.: Серебряный век, 2005.

Ученикам:

  • Ю.В. Манн. Гоголь. Труды и дни. 1809–1845. М.: Аспект–Пресс, 2004.
  • Иеромонах Нестор (Кумыш). Пророческий смысл творчества М.Ю. Лермонтова. СПб., 2005.
  • М.А. Черняк: а) Современная русская литература: Учебное пособие. М.–СПб.: Сага; Форум, 2004; б) Феномен массовой литературы ХХ века. М.: РГГУ, 2005.
  • Книги из серии «Былой Петербург»: Гордин М.А. Екатерининский век. СПб.: Изд-во Пушкинского фонда, 2004; Длуголенский Я.Н. Век Достоевского. СПб., 2005, и др.

Олег Андершанович ЛЕКМАНОВ,
доктор филологических наук.

Учителям:

  • А.П. Чудаков. Ложится мгла на старые ступени: Роман-идиллия. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  • М.Гаспаров. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб.: Азбука, 2001.
  • Б.Гаспаров. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы ХХ в. М., 1994.
  • Тимур Кибиров. Стихи. М.: Время, 2005.
  • О.Проскурин. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. М.: Новое литературное обозрение, 1999.

Ученикам:

  • А.П. Чудаков. Ложится мгла на старые ступени: Роман-идиллия. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  • Олег Зайончковский. Петрович: Роман о живой русской душе. М.: ОГИ-Проза, 2005.
  • М.Гаспаров. Занимательная Греция. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
  • Т.Шевалье. Девушка с жемчужной серёжкой: Роман / Пер. с англ. Р.Бобровой. М.: АСТ, 2003.
  • Т.Шиппи. Дорога в Средьземелье / Пер. с англ. М.Каменкович. М., СПб.: Лимбус-пресс, 2003.

Юрий Владимирович МАНН,
доктор филологических наук,
профессор Российского государственного гуманитарного университета.

Учителям:

  • А.М. Турков. Время и современники: Статьи о современной России и русской литературе. М.: Новый ключ, 2004.
  • В.К. Кантор. Русская классика, или Бытие России. М.: РОСПЭН, 2005.
  • Л.С. Айзерман. Зачем я сегодня иду на урок литературы: Записки учителя-словесника, полвека работающего в школе. М.: Захаров, 2005.
  • Э.А. Полоцкая. «Вишнёвый сад»: Жизнь во времени. М.: Наука, 2004.
  • Виктор Астафьев — Александр Макаров. Твердь и посох: Переписка 1962–1967 годов / Вст. ст. Л.А. Аннинского «Две исповеди». Иркутск: Издатель Сапронов Г.К., 2005.

Ученикам:

  • Б.Ф. Егоров. Воспоминания. СПб.: Нестор-История; ИИ РАН, 2004.
  • С.Л. Штильман. Учимся читать классику: От заглавия до последней строки: Пособие для учителей и учащихся. М.: Школьная пресса, 2002.
  • Е.В. Старикова. В наших переулках: Бибогафические записи. М.: АГРАФ, 2003.
  • А.П. Чудаков. Ложится мгла на старые ступени: Роман-идиллия. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  • Г.Г. Красухин. Пушкин: драматические произведения. Анализ текста. М.: Изд-во МГУ; Самара: Учебная литература, 2004. («Перечитывая классику»).

Игорь Владимирович ФОМЕНКО,
доктор филологических наук,
профессор Тверского государственного университета.

“Я выбрал такие книжки, которые можно рекомендовать сразу и для учителей, и для школьников”.

  • Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко и др. Литература: Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8–11 классы. М.: Астрель, 2001.
  • А.П. Квятковский. Школьный поэтический словарь. М.: Дрофа, 2000.
  • П.Э. Лион, Н.Н. Лохова. Литература. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 1999.
  • Н.М. Азарова. Текст. Пособие по русской литературе XIX века: В 2-х ч. М.: Век книги, 2003.
  • Энциклопедия литературных произведений. М.: Вагриус, 1998.
  • Ю.М. Никишов. Путешествие в мир «Евгения Онегина». М.: Терра-Книжный клуб, 2005.
  • О.П. Монахова, М.В. Малхазова. Русская литература XIX века: В 3-х ч. М.: Издательский центр учебной литературы «Марк», 1994.
  • Я.В. Темиз. Как писать сочинение. М.: Уникум-центр «Поматур», 2000.
  • Е.С. Абелюк. Миф или сказка: Экспериментальное учебное пособие. М.: Мирос, 1995.
  • Как написать сочинение: Из опыта вступительных экзаменов в МГУ им. Ломоносова. В помощь абитуриенту. М.: Изд-во МГУ, 2004.

Вячеслав Анатольевич КОШЕЛЕВ,
доктор филологических наук,
профессор Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

Предложенные вопросы не так просты, чтобы отвечать однозначно.

Почему необходимо назвать именно пять книг? Потому что на большее школьники неспособны?

Речь о чтении школьников предполагает применение нескольких типов логических рассуждений.

Ну, допустим, если исходить из моих профессиональных интересов. Я вот уже “ровно тридцать лет и три года” преподаю историю русской классической литературы в университете. Обыкновенно “работаю” со вчерашними школьниками — студентами второго-третьего курса. И обыкновенно сталкиваюсь с очень неважным знанием русской классики: теперешние школьники вообще мало читают — предпочитают непременный “видеоряд”, экранизации и так далее, даже не догадываясь при этом, как они себя обкрадывают. И у меня с будущими филологами постоянно возникают конфликты: то «Капитанскую дочку» Пушкина не помнят, то «Дворянское гнездо» Тургенева не читали. Из этого ряда много чего можно школьникам посоветовать. Тут надо помнить две вещи. Во-первых, художественные открытия русской классики (то есть писателей, родившихся в первой трети XIX века, условно говоря, “от Пушкина до Толстого”) создали некую “высшую” литературную “планку”, не преодолённую русской (и, наверное, мировой) культурой в ХХ столетии. Поэтому, во-вторых, умение владеть этими открытиями (не просто знать, а владеть) оказывается знаковым показателем культурности русского человека вообще.

Можно исходить из другой логики. Что нужно подрастающему человеку? Существует мудрое изречение: человек должен знать всё о немногом и немного обо всём. Школьное образование как раз и предполагает это знание — “немного обо всём”. Поэтому я бы посоветовал школьникам больше читать научно-популярные книги. Не обязательно те, которые были написаны “в последние годы”. Здесь ведь тоже есть своя “классика”: «От двух до пяти» Корнея Чуковского, «Слово о словах» Льва Успенского, «Занимательная Греция» Михаила Гаспарова, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Николая Костомарова, «Алхимия слова» Яна Парандовского… Вот — пять. Но и этот ряд можно ещё продолжать.

Можно, наконец, поискать иное. В художественной литературе есть один странный феномен, на который ещё мало обращали внимания: феномен книг, которые писались для взрослых, а с течением времени перешли в детское и юношеское чтение. Этот показатель особенной жизни книги является весьма интересной данностью: он свидетельствует о достижении писателем того уровня простоты, когда она оказывается равно доступной на всех своих уровнях для каждого из возрастов. И этот ряд обширен. Он начался с Робинзона и Гулливера, продолжился Марком Твеном и Джеком Лондоном, а в сравнительно недавние времена дал такие шедевры, как «Мастер и Маргарита» Булгакова или «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких…

Тут можно ещё не одну “логику” применить.

Назовите пять книг, которые полезно прочитать учителям литературы….

Здесь я уже решительно теряюсь и откровенно боюсь что-либо советовать. Ибо хороший учитель литературы потому и является “хорошим”, что на уроках всегда, что называется, “свои кружева плетёт”. Что-то советовать здесь, а тем паче навязывать — только портить (я мог бы посоветовать недавно изданные книжки В.Э. Вацуро, М.Н. Виролайнен, С.А. Фомичёва, В.Н. Топорова и т.д.). Но — не буду. Хороших и разных книг сейчас издаётся много — а в книжном магазине настоящий учитель литературы сам сориентируется.

Рейтинг@Mail.ru