Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №4/2006

Я иду на урок

Я иду на урокПушкин в кругу современников. Рисунок Г.Гагарина. 1832 г.

Сергей Волков


Итоговая игра по биографии Пушкина

Только ж разве это Пушкин?
Это ж так — игра природы
Видимость воображенья…

(К.Арбенин)

Программа по литературе 9-го класса предполагает изучение биографии А.С. Пушкина. Работу над ней я начинаю в первые же дни нового учебного года, хотя календарно намечаю заниматься Пушкиным во второй–третьей четверти. В сентябре же я объявляю задание, суть которого на первый взгляд проста: каждый ученик должен подготовить доклад (реферат) по всей биографии Пушкина, используя самые разнообразные источники. Далее, когда начнутся собственно уроки по Пушкину, я буду вызывать к доске девятиклассников в произвольном порядке: первый начинает рассказ о детстве поэта, его задача — “продержаться” минут пять. В случае если речь будет связной, рассказ — занимательным, если будут названы события, факты жизни, люди, окружавшие поэта, а также (для последующих периодов) и произведения, то ученик получает оценку и садится на место. Его сменяет следующий, который продолжает, дополняет, спорит — и при этом делает это тоже связно, занимательно, полно (или по крайней мере должен делать). В финале всех ждёт большая контрольная работа, на которой можно пользоваться любыми собственными записями.

В чём здесь, как говорится, “пуант”? Прежде всего, если раздавать доклады по темам (“Тебе — Лицей, тебе — Михайловское…”), то ученик обычно ограничивается именно этой темой, а другие игнорирует. Далее, меня не очень интересует проблема списывания на стадии подготовки доклада (пусть хоть весь скачают из Интернета или каких-нибудь пособий), потому что “время Ч” наступает в момент рассказывания у доски. А тут всё видно как на ладони: свой или чужой текст нам подаётся, бездумно ли человек зазубрил или понимает, про что говорит. Очень быстро (в этом признавались ученики не раз) те, кто схалтурил на стадии подготовки, понимают, что нужно срочно дорабатывать свой доклад, ещё что-то сделать и почитать. Время для этого есть: ведь начинаю я спрашивать с сильных учеников, чтобы сразу задать уровень и планку разговора. Ученикам послабее даю возможность в течение двух-трёх уроков присмотреться, “въехать”, что называется, в происходящее.

Бывает и так, что какие-то вещи приходится проговаривать самому, поскольку они действительно трудны для понимания. Этого не нужно бояться: ведь книги, к которым мы отсылаем ученика (например, труды Лотмана), создавались в большинстве своём в расчёте на взрослого, подготовленного читателя. Главное, чтобы основные моменты про каждый период пушкинской жизни были кратко зафиксированы ребятами: или в тетради, или на полях их докладов в качестве дополнений. Эту работу можно периодически стимулировать, напоминая, что на итоговой контрольной разрешается пользоваться всеми своими записями.

Удобно по ходу разговора проводить и монографическое изучение отдельных произведений Пушкина. Так, в структуру уроков по биографии мы встраиваем чтение и анализ лицейских посланий («19 октября» 1825 года, «Чем чаще празднует Лицей...», «Была пора…»), стихотворений «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «К морю» и др. Биографические сведения существенно обогатят восприятие текста, к тому же чтение этих стихотворений, часто не вызывающих живого интереса ребят, получит дополнительную мотивацию.1

Как видим, при таком подходе разговор о биографии растягивается на довольно большое количество уроков, но за эти несколько недель мы изучим и значительную часть программных произведений, и обрисуем очень важный контекст всего пушкинского творчества, без которого, на мой взгляд, невозможно говорить о главном произведении года — «Онегине». Поэтому я уроков на изучение биографии не жалею2.

Саму контрольную я провожу в форме игры (на неё уходит 2–3 урока, лучше начать её на сдвоенном уроке). Это и психологически раскрепощает ребят, и очень подходит самому духу игрового творчества Пушкина.

1-й этап

Для начала я назначаю капитанов команд (из числа самых сильных выступавших). Обычно их шесть. Они вытягивают листочки с написанными на них словами: “Детство и Лицей”, “Петербург”, “Южная ссылка”, “Михайловское”, “Годы до женитьбы”, “Последние годы” (можно варьировать количество команд в зависимости от количества учеников в классе, разбивая или соединяя периоды жизни поэта). За соответствующий этап биографии и будут отвечать капитаны. Они садятся в ряд у доски (в “хронологическом” порядке) и ждут, когда подготовятся одноклассники.

Все оставшиеся ученики тоже вытягивают листочки, но на них написаны вопросы и задания по биографии Пушкина (очень важно, чтобы это были те вопросы, которые обсуждались в классе). Каждому достаётся одно задание. Пользуясь своими записями, ученики в течение двух-трёх минут готовят ответ. Слушаем ответы по очереди. Начало каждого ответа должно быть одинаковым: “Мне кажется, что я попадаю в группу к (дальше имя капитана), потому что мой вопрос касается… (Лицея, южной ссылки и т.д.)”. Далее следует обоснование — сам ответ. Если ученик ошибся, то в игру вступает капитан той команды, в которую на самом деле ученик должен был попасть: “Вася (Петя, Ваня) не прав, этот случай произошёл не в Лицее, а во время ссылки в Михайловское. Дело было вот в чём…”

Этот этап конкурса оценивается так: отсутствие ответа (встречается исключительно редко) или полностью неверный ответ — 0 баллов, неполный или частично неверный ответ — 1 балл, верный и полный ответ — 2 балла. Результатом конкурса становится распределение ребят на команды (поэтому важно придумать одинаковое количество вопросов для каждого периода жизни поэта). Вот вопросы, которыми пользуюсь я (с краткими ответами; первое слово в ответе — название этапа биографии).

— Это стихотворение называется «К другу стихотворцу». Оно было подписано ______________________. С кем из друзей АСП и как оно связано?

(Лицей; подпись “НКШП” — фамилия Пушкин, написанная наоборот и без гласных, стихотворение посвящено В.Кюхельбекеру, а прислано для публикации в журнал «Вестник Европы» А.Дельвигом — тайком от Пушкина.)

— “Самовластительный злодей! // Тебя, твой трон я ненавижу! // Твою погибель, смерть детей // С жестокой радостию вижу!” Откуда эти слова? О ком речь? Кто ещё из исторических деятелей упомянут в произведении?

(Петербург; ода «Вольность», речь, скорее всего, о Наполеоне; в оде упомянуты также Калигула, Людовик XVIII, Павел I.)

— Когда и с кем проделан маршрут от Екатеринослава до Кишинёва? Какие пункты ещё входят в этот маршрут? Возникали ли по дороге стихи?

(Южная ссылка; речь о путешествии Пушкина по Кавказу и Крыму с семьёй Раевских; из множества пунктов, входящих в маршрут, хорошо бы назвать Бахчисарай — поэма «Бахчисарайский фонтан») и Гурзуф — город, в виду которого на корабле было написано стихотворение «Погасло дневное светило» — мы читали и разбирали его в классе.)

— Изгнание Пилецкого и попытка Горчакова спасти Пущина — какая связь между ними?

(Лицей; речь о таком важном понятии, как “лицейский дух” — дух свободы, братства, высоких представлений о чувстве собственного достоинства. В двух названных случаях как раз этот “лицейский дух” и проявился. Надзиратель Пилецкий, притеснявший лицеистов, был вынужден подать в отставку по требованию всех учеников лицея, пригрозивших ему коллективным уходом из этого учебного заведения. Горчаков, рискуя карьерой, пытался спасти Пущина после декабрьского восстания, предложив ему помощь по бегству за границу.)

— “Полумилорд, полукупец, полумудрец, полуневежда”… Как раздражил Пушкин этого человека?

(Южная ссылка; речь о М.С. Воронцове, под начальством которого Пушкин служил в Одессе. Свои служебные обязанности поэт выполнял весьма своеобразно — случай с саранчой, к тому же писал на начальника эпиграммы — начало одной из них и приведено в задании — и настойчиво ухаживал за его женой.)

— “Он человек! им властвует мгновенье. // Он раб молвы, сомнений и страстей. // Простим ему неправое гоненье…” Почему простим? О ком речь? Откуда строки?

(Михайловское; речь об Александре I — Пушкин готов простить ему ссылку: ведь “он взял Париж, он основал Лицей”. Строки взяты из стихотворения «19 октября» 1825 года, которое подробно комментировалось на уроках.)

— “Ты простирал из-за моря нам руку, // Ты нас одних в младой душе носил, // И повторял: «На долгую разлуку // Нас тайный рок, быть может, осудил»”. Кто этот “ты”? Что за слова он повторяет?

(Михайловское — а можно, в случае необходимости, отнести и к Лицею. Это тоже строки из стихотворения «19 октября», они посвящены Ф.Матюшкину, некогда лицеисту, а теперь, в 1825 году, мореплавателю, совершающему кругосветное путешествие. А повторяет он слегка изменённые слова из лицейского гимна, написанного А.Дельвигом.)

— “Троих из вас, друзей моей души, // Здесь обнял я”. Кого именно? Где “здесь”? По какому поводу обнимал?

(Михайловское; речь о друзьях-лицеистах, с которыми Пушкин встречался во время ссылки в Михайловское — И.Пущине, А.Дельвиге, П.Горчакове. Подробно мы говорили об этих встречах при чтении стихотворения «19 октября» 1825 года.)

— “Но мысль ужасная здесь душу омрачает…” Какая мысль? Где “здесь”?

(Михайловское (или Петербург); строка взята из стихотворения «Деревня», написанного в “петербургский” период, но тематически связанного с Михайловским. Речь о крепостном праве.)

— “Ты ждал, ты звал — я был окован. // Вотще рвалась душа моя. // Могучей страстью очарован, // У берегов остался я”. Где происходило дело? Кто ждал? Что за страсть? Откуда слова?

(Южная ссылка; цитируется стихотворение «К морю», законченное уже в Михайловском. Ты — это океан, море (напомним, что о “мужском роде” слова “море” в этом стихотворении писал в специальной статье Ю.М. Лотман). Речь, вероятнее всего, идёт о попытке бегства за границу, которую чуть было не предпринял Пушкин, находясь в Одессе. Среди возможных источников отказа от этого плана называется любовь Пушкина к Е.К. Воронцовой — можно предположить, что строки о “могучей страсти” как раз относятся к ней.)

— С каким городом связаны сверчок, старушка, Светлана и Ахилл?

(Петербург; имеется в виду «Арзамас», а в задании даны прозвища арзамасцев.)

— “Юность поёт о любви — муж воспевает тревоги”. К какой книге предпослан Пушкиным этот эпиграф? Почему, увидев его, Карамзин воскликнул: “Зачем губит себя молодой человек?”

(Михайловское; эпиграф был дан к сборнику «Стихотворения Александра Пушкина», который вышел через две недели после декабрьского восстания. Строка взята из римского поэта Проперция. Латинское слово tumultus означало не только “тревогу” или “шум”, но и “мятеж”, “бунт”.)

— “Домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают?” Какие реальные события, возможно, отразились в этой стихотворной строке?

(Болдинская осень; строки взяты из стихотворения «Бесы». В них переплелись мотивы смерти и свадьбы: возможно, так, в превращённом виде, отразились здесь опасения Пушкина за судьбу невесты Н.Н. Гончаровой, с которой он был разлучён по причине свирепствовавшей в России эпидемии холеры.)

— Какая связь между «Повестями Белкина», «Сказкой о попе и работнике его Балде» и «Моцартом и Сальери»?

(Они написаны во время первой Болдинской осени.)

— “Некто спросит с коня: «Что везёте, друзья?» — «Грибоеда»”. О чём речь в этих строках? Какое отношение они имеют к Пушкину?

(Годы до женитьбы; речь о встрече с телом зверски убитого Грибоедова, описанной самим Пушкиным в «Путешествии в Арзрум». Строки принадлежат Д.Кедрину.)

— Это высочайше пожалованное Пушкину звание раздосадовало его до крайней степени. Почему?

(Последние годы; звание “камер-юнкер” давалось обычно молодым людям. Кроме того, Пушкину после получения этого звания необходимо было присутствовать на придворных мероприятиях, что было для него крайне тяжело.)

— Прервав работу над __________, Пушкин отправляется в четырёхмесячную поездку по некоторым губерниям России, чтобы собрать материал для создания ___________. Как связаны два эти произведения?

(Последние годы; речь идёт о «Дубровском» и «Капитанской дочке» (а также «Истории Пугачёва»). И в одном, и в другом произведении рассказывается о народном восстании и дворянине, который определяет свою позицию по отношению к этому бунту.)

— По иронии судьбы, фамилии трёх участников этого дела начинались на букву Д. Назовите эти фамилии.

(Последние годы; имеется в виду дуэль: секундантом Пушкина был Данзас, противником — Дантес, секундантом Дантеса — Д’Аршиак; строго говоря, французская фамилия последнего не начинается на “д”, но ради красивой формулировки вопроса я решился пожертвовать истиной, тем более что тут же, после ответа, можно прокомментировать эту тонкость.)

Итак, по результатам этого тура игры сформированы команды и каждый из участников уже имеет на счету от 0 до 2 баллов (а мы тем временем незаметно повторили большое количество сведений из биографии поэта).

2-й этап

Следующий этап — выступление капитанов.

Команды получают текст стихотворения Д.Самойлова «Свободный стих» и два вопроса.

1. Найти и объяснить как можно больше исторических неточностей, намеренно допущенных автором в этом стихотворении.

2. Попытаться истолковать смысл этого стихотворения. При ответе постараться использовать материал, добытый в ходе размышления над первым вопросом. Особо обратить внимание на библейский финал стихотворения — зачем он?

Команда работает сообща (минут 10–15), а выступать будет капитан (минуты 2–3). Он может заработать для команды максимальный балл, равный количеству человек в команде (так сделано для того, чтобы при пропорциональном распределении каждый получил ещё по одному баллу). Задача команды, таким образом, подготовить выступление для своего капитана, задача капитана — так “подать” найденное командой, чтобы получить высший балл.

Проверка происходит так: капитаны “выставляются” за дверь и входят для выступления поочередно. Это нужно для того, чтобы капитаны друг друга не слышали. Командам придётся, конечно, прослушать интерпретацию стихотворения шесть раз, но зато всем сразу будут наглядно видны плюсы и минусы каждого выступления.

Задание по анализу «Свободного стиха» настолько интересно, что его взяли в этом году даже на «Ломоносовский турнир». Его разбор напечатан в № 1 газеты «Русский язык» (отсылаем желающих к этой публикации). Там же читатель найдёт и примеры удачных детских работ. От себя же хочу добавить, что особо поощрить стоит те команды, которые начнут свой рассказ с интерпретации или же сразу дадут понять, что перечисляемые ими примеры исторических несоответствий готовят почву для вывода о смысле стихотворения. Нужно отметить и тех, кто попытается проинтерпретировать евангельскую картинку в финале стихотворения.

На мой взгляд, высшим баллом стоит оценить те команды, кто хотя бы наметит тему существования человека в истории и восприятия этой истории человеком. Перед нами стихи про то, как, с одной стороны, всё забывается и искажается немедленно, как мы перестаём различать детали и спрессовываем эпохи, глядя в прошлое через толщу времён. История, таким образом, это печальный процесс утраты очертаний и стирания границ. Но, с другой стороны, в истории есть и противоположно направленное движение: непрерывное сохранение смысла. Пусть мадонны гладковолосы, а за ними в итальянских окнах видны тосканские рощи — эти исторические неправильности не закрывают для нас сокровенного смысла произошедшего в те далёкие времена. Пусть в повести автора из будущего Пушкин поедет на приём к Петру I на автомобиле — внутреннее существо его поэзии не потеряется для человека, с “отрешённым вниманием” глядящего в глубь прошлого. “Отрешённость” — от формы, “внимание” — к смыслу. (Если есть время и желание, то можно тут же прочитать в классе чеховского «Студента» — перекличка этих произведений очень показательна.)

По опыту могу сказать, что даже в слабых классах такая коллективная работа над этим стихотворением увлекает ребят, и им хочется спорить о нём и после того, как выступили все капитаны.

3-й этап

Напомню, что к этому этапу высший возможный балл на счету каждого ученика — 3. Соответственно, за третий тур ученик должен иметь возможность получить два недостающих до “пятёрки” балла.

Этап проходит в письменной форме — работу команда делает коллективно (если времени на уроке не хватает, можно дать его на дом и перенести окончание игры). Задание мы в свою очередь позаимствовали на одном из Ломоносовских турниров прошлых лет. Его автор — Н.А. Шапиро. Пользуясь любезным разрешением автора (и газеты «Русский язык», где традиционно публикуются материалы «Ломоносовского турнира»), печатаем здесь и задание, и фрагменты его разбора.

Прочтите отрывок из рассказа современной писательницы Т.Толстой «Сюжет».

...Пушкину грезятся огни, стрельба, крики... кто-то положил остужающую руку на горячечный лоб — Даль? — Даль. Даль заволакивает дымом, кто-то падает, подстреленный, на лужайке... это он сам, убит, — к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор? — шотландская луна льёт печальный свет на печальные поляны, поросшие развесистой клюквой и могучей, до небес, морошкой; прекрасная калмычка, неистово, туберкулёзно кашляя, — тварь дрожащая или право имеет? — переламывает над головой зелёную палочку — гражданская казнь; ещё ты дремлешь, друг прелестный? Не спи, вставай, кудрявая! Собаки рвут младенца, и мальчики кровавые в глазах. Расстрелять, — тихо и убеждённо говорит он, — ибо я перестал слышать музыку, румынский оркестр и песни Грузии печальной, и мне на плечи кидается анчар, но не волк я по крови своей: и в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть... Гул затих, я вышел на подмостки, я вышел рано, до звезды, был, да весь вышел, из дому вышел человек с дубинкой и мешком. Пушкин выходит из дома босиком, под мышкой сапоги, в сапогах дневники. Так души смотрят с высоты на ими брошенное тело...

В этом отрывке передан бред поэта, тяжело раненного на дуэли (в рассказе Пушкин выживет после дуэли и доживёт до преклонных лет). Однако текст только на первый взгляд кажется бессвязным. Попробуйте определить логику его построения.

— Какие цитаты из произведений русской литературы (укажите, если можете, названия и авторов) и отсылки к известным событиям из жизни русских писателей здесь встречаются?

Список явных цитат (возможно, неполный)

“К чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор?” (М.Лермонтов. «Смерть поэта»).

“Шотландская луна” (О.Мандельштам. «Я не слыхал рассказов Оссиана...»: “Зачем же мне мерещится поляна, // Шотландии кровавая луна?”).

“Луна льёт печальный свет на печальные поляны” (А.Пушкин. «Зимняя дорога»).

“Прекрасная калмычка” (А.Пушкин. «Калмычке»).

“Тварь дрожащая или право имеет?” (Ф.Достоевский. «Преступление и наказание»).

“Ещё ты дремлешь, друг прелестный?” (А.Пушкин. «Зимнее утро»).

“Не спи, вставай, кудрявая!” (Б.Корнилов. «Песня о встречном»).

“Собаки рвут младенца” (“псы растерзали ребёнка в клочки”) ...Расстрелять, — тихо и убеждённо говорит он” (“тихо проговорил Алёша”) (Ф.Достоевский. «Братья Карамазовы»).

“И мальчики кровавые в глазах” (А.Пушкин. «Борис Годунов»).

“Песни Грузии печальной” (А.Пушкин. «Не пой, красавица, при мне...»).

“Мне на плечи кидается... но не волк я по крови своей” (О.Мандельштам. «За гремучую доблесть...»).

“Анчар” (А.Пушкин. «Анчар»).

“В горло я успел воткнуть и там два раза повернуть...” (М.Лермонтов. «Мцыри»).

“Гул затих, я вышел на подмостки” (Б.Пастернак. «Гамлет»).

“Я вышел рано, до звезды” (А.Пушкин. «Свободы сеятель пустынный...»).

“Из дому вышел человек с дубинкой и мешком” (Д.Хармс).

“Так души смотрят с высоты на ими брошенное тело...” (Ф.Тютчев. «Она сидела на полу...»).

Можно узнать и упоминания известных фактов из жизни русских писателей. А вот однозначно определить, правильно ли угадана логика построения этого “бредового” текста, нельзя. Во-первых, потому что для разбора предложен только отрывок, к тому же сокращённый. Во-вторых, истолкование — вообще дело творческое. Принимаясь за работу, интерпретатор должен отметить как можно больше значимых особенностей и попытаться объяснить, что именно они означают. В данном случае сразу бросается в глаза, что текст почти полностью состоит из цитат, причём большая их часть — из произведений, которых Пушкин не мог знать. Эти поздние цитаты и отсылки тончайшим образом сплетены с цитатами из произведений самого Пушкина, и неожиданность сочетаний изумляет (строчка из пушкинского «Зимнего утра» плавно перетекает в весёлый призыв из советской песни, за которым следует изображение кровавых событий и видений), а то и смешит, несмотря на трагичность описываемой ситуации.

По какому принципу сцеплены цитаты? На какие большие части распадается текст? Какую идею в нём можно обнаружить? Авторы работ отвечают на эти вопросы по-разному. Вот один пример.

В отрывке собраны цитаты и аллюзии на различных писателей и поэтов, а также указания на события, случившиеся в прошлом, и те, которые произойдут только в будущем. Часто фразы перекликаются словами, слово вытягивает за собой длинную цепочку ассоциаций (“Даль”: вопрос Пушкина и ответ дежурящего у постели; имя, а потом пространство; собрание цитат из различных произведений со словом “вышел”).

Сначала Пушкину в бреду грезятся “огни, стрельба, крики”; он на мгновение выныривает из горячки, но “даль заволакивает дымом”, и он снова погружается в неё. Пушкин видит со стороны свою дуэль и себя “подстреленного” (возможно, в сознании возникает дуэль, уже описанная в романе «Евгений Онегин», тем более что дальше идёт цитата из стихотворения Лермонтова, которого Пушкин, конечно, знать не мог, где смерть Пушкина описывается примерно такими же словами, как смерть Ленского в «Евгении Онегине»).

Цитата из Лермонтова — поэта-романтика — вызывает образ “шотландской луны” (здесь возможна ассоциация с шотландским бардом Оссианом), которая, в свою очередь, возвращает к пушкинскому стихотворению. Темы печали, рыданий, смерти — романтические, они пронизывают этот кусок текста и как бы предсказывают судьбу Пушкина. У самого поэта был южный романтический период; “печальные поляны, поросшие развесистой клюквой (эта цитата из Дюма, очень известная и комическая, звучит теперь по-новому в почти трагическом контексте) и могучей, до небес, морошкой”, символизируют окончание южного периода, ссылку поэта в Михайловское. Таким образом, перед Пушкиным как бы проходит отрезок его жизни. “Прекрасная калмычка” (муза или возлюбленная в стихах Пушкина, образ тоже скорее романтический) преображается: в памяти Пушкина всплывает следующее событие, очень важное для него, — восстание декабристов и их казнь. Перелом “зелёной палочки” напоминает то, как переламывали шпаги над головой осуждённых декабристов. Цитата из Достоевского (размышления Раскольникова) может быть отнесена и к самим декабристам (должны ли они, как “твари дрожащие”, повиноваться существующему порядку или имеют право на бунт во имя высокой цели — или преступление) и к палачам (имеют ли они право казнить?)

Но дальше идут уже не воспоминания Пушкина. Известно, что в некоторых стихотворениях Пушкин как бы предсказывает свою судьбу (“промчится год — и с вами снова я” — о своей ссылке); здесь же Пушкин разрывает дней грядущих туман, видит судьбу России. Фраза “Ещё ты дремлешь, друг прелестный?”, поставленная в одном предложении с напоминанием о декабристах, и дальнейший призыв “не спи” вызывают в памяти слова “декабристы разбудили Герцена”, а следующая ассоциация — революция. Сюда укладываются и слова о том, что “собаки рвут младенца”, и “мальчики кровавые”, и расстрелы. Кто этот “он” — неизвестно, возможно сам Пушкин, который перестал слышать музыку (гармонию) из-за этих кровавых видений (“человек человека” посылает на смерть, “на плечи кидается” волк, кто-то убивает: “в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть”), хотя сам он “не волк... по крови своей”. Но эти видения отдаляются (“гул затих”), появляется аллюзия на Шекспира (Гамлета с его вопросом “быть или не быть”, жить или умереть), а также вновь вводится тема предсказания (“ловлю... что случится на моём веку”). Цитата из стихотворения Пушкина (“Свободы сеятель пустынный, я вышел рано, до звезды...”) вновь возвращает тему свободы (связанную с революцией) и толпы, которой она не нужна; а фраза “был, да весь вышел” перекликается с финалом этого стихотворения — символизирует провал надежд и ожиданий и, возможно, говорит о смерти. Человек (Пушкин) выходит “из дома”, как душа уходит из тела (“так души смотрят с высоты на ими брошенное тело...”). Таким образом, отрывок завершается темой смерти человека и бессмертия его души, которая становится отстранённым наблюдателем.

В отрывке как бы показаны отрыв души (мучительно вспоминающей и переживающей события жизни) от тела, возникающая способность её видеть прошлое и будущее и, наконец, смерть (или подобие смерти, если известно, что Пушкин выживет).

Ольга Павлова,
11-й кл., Москва, школа № 57

Дополнительный этап

Как всегда бывает при определении оценки, могут возникнуть разные спорные случаи. Кто-то не совсем удачно выступил в первом туре и желал бы улучшить свой результат, кто-то недобрал балл, отстав вместе с не очень сильной командой. Дадим ребятам возможность повысить оценку, предложив отгадать кроссворды по биографии Пушкина. Откуда их взять? Пусть каждый, готовясь к игре, заранее сочинит такой кроссворд — на уроке можно просто обменяться ими.

Мой совет: постарайтесь сделать так, чтобы хорошие оценки получило максимальное количество ребят, чтобы игра (и вообще знакомство с жизнью А.С. Пушкина) стала для них праздником, а не ещё одной обязательной строчкой программы.

И в качестве завершения приведу слова из работы ученика (далеко не самого сильного). Я попросил после игры высказать своё мнение на тему, нужно ли в школе знакомиться с биографиями писателей. Вот что написал этот ученик: “До последнего месяца я не встречался с таким видом работ, как настолько подробное изучение биографии писателя. Узнал об этой работе ещё до летних каникул, но не придал ей почти никакого значения. Подготовился, скажем, не очень хорошо. Но когда начался урок, я был затянут в это интересное событие все сорок пять минут. Непрерывно поглощая новые факты, я выстраивал ранее прочитанные произведения в стройную хронологическую последовательность. Я начал понимать намного глубже все чувства автора. Теперь я могу осмыслить некоторые произведения абсолютно самостоятельно. Восхитительно полезное событие”.

Примечания

1 Честно говоря, ещё в список для чтения на лето я ставлю книги Ю.Тынянова, Ю.Лотмана, Н.Эйдельмана и предупреждаю ребят о ждущей их работе. Конечно, мои слова о докладе они забывают тут же, но книги многие из них прочитывают или, по крайней мере, приобретают.

2 Подробнее о планировании курса 9-го класса мы собираемся говорить 15 марта, во время Педагогического марафона в Московском доме учителя; если есть заинтересованность и в статье на эту тему, напишите нам в редакцию.

Рейтинг@Mail.ru