Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №4/2006

Я иду на урок

Я иду на урок

Елена ИСАЕВА


Елена Валерьевна Исаева (Корнеева; 1969) — преподаватель литературы; кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ХХ века и зарубежной литературы Елецкого госуниверситета имени И.А. Бунина, автор работ по методике преподавания литературы в школе. Живёт в г. Елец Липецкой области.

Столкновение героя и случая в новелле Ги де Мопассана «Ожерелье»

Замечательная новелла Ги де Мопассана включена в программу 8-го класса по литературе под редакцией А.Г. Кутузова. Она, безусловно, заслуживает внимания и потому, что Мопассан был виртуозным новеллистом, и потому, что даёт возможность затронуть тему судьбы и противостояния ей. Поскольку сам писатель был убеждён, что всё в жизни зависит от случая, целесообразно построить работу над произведением в форме расследования того, как случай изменил жизнь героев.

Случай — это бог.
(А.Франс)

Не человек властвует над случаем, но, напротив, случай правит миром!
(Демосфен)

Два величайших тирана на земле: случай и время.
(И.Гердер)

Ход урока

Слово учителя. Сегодня мы с вами обращаемся к новелле французского писателя XIX века Ги де Мопассана «Ожерелье». Анри Рене Альбер Ги де Мопассан (1850–1893) — писатель-реалист, автор стихов, драм, новелл, романов, в своих произведениях он стремился создать широкую картину человеческой жизни.

Художник был твёрдо убеждён: всё в жизни зависит от случая. Эта идея получила воплощение в его произведениях.

Новелла — эпический жанр, в переводе с итальянского термин обозначает “новость”. Это произведение малого объёма, для которого характерен динамичный сюжет, отсутствие описаний, всё внимание концентрируется на сюжете, который часто завершается неожиданной, непредсказуемой развязкой.

Новеллам Мопассана присущи редкое единство формы и содержания, строгая соразмерность всех компонентов, увлекательное и сжатое повествование. Читая его произведения, трудно предвидеть финал, потому что автор сразу завладевает вниманием и ведёт повествование с такой убеждённостью в значительности происшествия, что у нас нет времени подумать, чем может закончиться история.

Работу над произведением можно построить по-разному, например:

1) дать задание на дом прочитать текст целиком и подготовить ответы на ряд вопросов, предложенных заранее;

2) читать и анализировать новеллу на уроке, используя приём домысливания фабулы  — предложить ребятам продолжить рассказ о том, что происходит с семьёй Луазель после потери ожерелья. Какой бы путь разбора произведения ни избрал учитель, после обсуждения возможного варианта событий или после вступительного слова целесообразно перейти к аналитической беседе, предложив ученикам ряд вопросов и заданий.

Аналитическая беседа

— Вспомните, что такое композиция произведения. В чём особенность композиции новеллы «Ожерелье»?

(Композиция — построение произведения, расположение частей текста, состоит из сюжета и внесюжетных элементов: авторских отступлений, портрета, пейзажа, описания интерьера, писем и т.п.

Сюжет — система событий, элементы сюжета — экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

ВАЖНО! Учитель должен объяснить ученикам, что литературоведы по-разному толкуют понятия сюжет и фабула. Одни полагают, что сюжетом следует называть расположение событий произведения, как они произошли в описываемой действительности, а фабулой — расположение событий в самом произведении. То есть фабула здесь — композиция сюжета. Другие литературоведы придерживаются противоположной, как в данном случае, точки зрения на толкование этих двух терминологических понятий.

Таким образом, важно понимать соотношение между сюжетом и фабулой, предварительно определив их значение, то есть приняв толкование той или иной группы учёных.

В композиции новеллы Мопассана сюжет включает в себя пространную экспозицию: описание образа жизни и чувств госпожи Луазель; в произведении нет портрета героини.)

— Обратимся к тексту, прочитаем первый абзац. Начало произведения — это сильная позиция, где содержатся самые важные сведения, по мнению автора. Что вы можете сказать о героине?

(В начале сообщается, что героиня — молода и очаровательна, она не занимает значительного места в жизни, принадлежит к чиновничьей среде, её супруг — мелкий чиновник в министерстве образования.)

Нужно обратить внимание учеников на тот факт, что очень долго автор не называет имени героини, а употребляет местоимение она. Это слово постоянно повторяется в первой части текста:

“и она приняла предложение мелкого чиновника…”;

“Она страдала непрестанно, так как чувствовала себя рождённой для изящной жизни, для самой утончённой роскоши”;

“Она страдала от бедности своего жилья…”;

“Когда она садилась обедать за круглый стол… она мечтала о тонких обедах…”;

“У неё не было ни туалетов, ни драгоценностей, ровно ничего. А она только это и любила, она чувствовала, что для этого создана”;

“Изредка она навещала богатую подругу…”;

“Целые дни напролёт она плакала от горя, от жалости к себе, от тоски и отчаяния”.

Внимание читателя сосредоточивается на личности героини, так как автору важно было дать наиболее полное представление о её жизни, желаниях, чувствах. Использование Мопассаном однообразной синтаксической конструкции с рядами однородных членов и постоянным повтором личного местоимения служит цели создать ощущение монотонной и однообразной жизни Матильды Луазель, в которой не было ни ярких моментов, ни значительных событий.

Учитель должен пояснить, что героиня — воплощение образа “маленького человека”, героя из среднего сословия, незначительного и незаметного существа, которое страдает, чувствует и переживает так же, как и герой яркий, значительный.

— Так ли несчастна героиня в начале повествования, как она считает?

— Найдите завязку сюжета, помните, что без этого события не было бы всех последующих.

(Завязка — сцена, в которой супруг героини приносит приглашение на бал.)

— Как реагирует на приглашение молодая женщина?

(Матильда совсем не обрадовалась этому, как ожидал её муж. Ей досадно, что у неё нет подходящего одеяния, в котором она могла бы блеснуть на приёме.)

— Перечислите события, которые включает в себя развитие действия.

(Развитие действия включает в себя подготовку к балу, сам бал, потерю ожерелья и дальнейшие действия супругов: поиски ожерелья, покупку нового украшения, выплату долга, что повлекло резкое изменение их образа жизни.)

— Найдите описание бала. Чем он стал для героини?

(Бал стал праздником в жизни госпожи Луазель, но её триумф был непродолжительным. “Госпожа Луазель имела большой успех… она была красивее всех”. Когда она вернулась домой, “для неё всё было кончено”.)

— Какие этапы можно выделить в жизни героини?

(В произведении можно выделить три этапа жизни семейства Луазель: 1) жизнь до бала; 2) бал и потеря ожерелья — переломный момент в судьбе Матильды; 3) жизнь после бала.)

— Что резко изменило жизнь семьи Луазель?Шаржированный портрет Мопассана работы венгерского карикатуриста Тибора Кайяна (www.klubhalo.hu/pic/kajan).

(Случай — потеря ожерелья.)

— Найдите в тексте описание третьего этапа жизни героини.

(“Госпожа Луазель узнала страшную жизнь бедняков. Впрочем, она сразу же героически примирилась со своей судьбой. Нужно выплатить этот ужасный долг. И она его выплатит”.)

Учитель. Два последних предложения — слова самой Матильды и одновременно повествователя. Важно, что в этой страшной жизни героиня не плачет, как раньше, целыми днями.

— Чем теперь занят день госпожи Луазель?

(Она моет посуду, ломая ногти, стирает бельё, выносит на улицу сор, таскает воду и т.п.)

— Как такая жизнь повлияла на Матильду?

(“Госпожа Луазель сильно постарела. Она стала шире в плечах, жёстче, грубее…” Но она иногда “вспоминает тот бал…”)

— Что является кульминационным моментом новеллы?

(Встреча с госпожой Форестье и признание Матильды — это те события, которые являются самыми напряжёнными, так как героиня открывает свою тайну, по сути, обман и ждёт реакции подруги. Нужно обязательно прочитать этот фрагмент на уроке.)

— Почему же героиня решилась заговорить с давней приятельницей?

(Ей очень захотелось рассказать, что она смогла выплатить долг, не случайно автор подчёркивает: “И она улыбнулась торжествующе и простодушно”. Она улыбается потому, что осознаёт собственную значимость, гордится тем, что смогла вынести тяжёлый труд и десять лет мучений и лишений.)

— Найдите и прочитайте развязку.

(Развязка — это фраза госпожи Форестье о фальшивых бриллиантах.)

Учитель. Всё произведение — это противопоставление разных этапов жизни героини. Важно, что говорит автор (а значит, так считает и сама Матильда) о героине в начале новеллы и в третьей части. Когда она ощущает себя более несчастной?

Парадоксально, но до потери ожерелья Матильда постоянно страдает и плачет, хотя её жизнь не так тяжела, а в горе и нищете она не ропщет и даже находит возможность гордиться собой. Именно в страданиях и горе проявляются лучшие качества госпожи Луазель: стойкость, терпение, мужество. Как внешне меняется облик героини, так меняется и её характер, который закалился под влиянием внешних обстоятельств.

— В чём заключается конфликт произведения?

(Конфликт в новелле «Ожерелье» — столкновение человека с социально ограниченными возможностями, “маленького человека” с обстоятельствами.)

— Определите тему произведения.

(Новелла «Ожерелье» — это рассказ о том, как случай резко изменил жизнь героини, о плате семьи Луазель за удовольствия одного бала.)

Учитель. Это новелла о незаслуженных бедствиях, обрушившихся на хороших, честных людей. В произведении воплотилась не очень весёлая концепция жизни писателя: человеческая жизнь полна разочарований, в ней мало радости, жизнью правит случай.

Автор умело использует возможности новеллы, чтобы убедить нас в этом: сюжет — убедительное сочетание случайностей; в больших объёмах использована несобственно-прямая речь (автор “говорит” словами самой героини); развязка новеллы неожиданна.

В образах этого произведения Ги де Мопассан воплотил судьбу человека вообще, ведь на месте госпожи Луазель мог оказаться любой другой человек.

Можно назвать «Ожерелье» социально-философской новеллой, так как в ней изображается общечеловеческая ситуация и одновременно существование героев в определённых социальных условиях.

— Определим идею произведения. Попробуйте найти её в тексте новеллы.

(Идея произведения звучит в словах героини: “Как изменчива и капризна жизнь! Как мало нужно для того, чтобы спасти или погубить человека”.)

Учитель. Госпожу Луазель можно даже высмеять, но автор не делает этого (почему?), для него она — одна из бесчисленных жертв обстоятельств, случая, который, по мнению древнегреческого философа Демосфена, “правит миром”.

Далее обсуждаем с ребятами эпиграфы к уроку. Выясняем, соответствуют ли они тексту, помогают ли понять идею новеллы.

Думается, интересно было бы выслушать мнения ребят о том, почему свою новеллу писатель назвал именно «Ожерелье». Обсуждение детских высказываний создаст стимул для развития навыка связной речи, формулировки собственного мнения и оценки точек зрения других.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся составить рассказ (варианты — на выбор):

1) о том, как бы сложилась жизнь семьи Луазель, если бы ожерелье не было утеряно;

2) от лица господина Луазель обо всех событиях, изображённых в произведении.

От редакции. Интересным может быть аналитическое сопоставление на последующих уроках или в старших классах новеллы Ги де Мопассана и рассказа А.П. Чехова «Анна на шее», в котором бал также становится поворотным моментом в жизни героини.

Рейтинг@Mail.ru