Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2006

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ЗАПИСКИ ПЕТЕРБУРГСКИХ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ СОБРАНИЙ. 1901–1903 / Общая редакция, послесловие и краткие сведения об участниках дискуссий С.М. Половинкина. М.: Республика, 2005. 543 с. ЗАПИСКИ ПЕТЕРБУРГСКИХ
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ
СОБРАНИЙ. 1901–1903 /
Общая редакция, послесловие
и краткие сведения об
участниках дискуссий
С.М. Половинкина.
М.: Республика, 2005. 543 с.

Каждому словеснику знакомо такое состояние: и вроде бы к занятиям подготовился, и все этапы урока продумал, а вот чего-то важного не хватает. “Гвоздя”, “ключа”, “ударной фразы” — называйте как хотите.

И вот в поиске таких ударных сил эта по внешности сугубо научная книга может оказаться надёжным подспорьем. Не говорю уже о том, что о знаменитых Религиозно-философских собраниях в Санкт-Петербурге начала ХХ века вообще следует знать любому современному человеку с гуманитарным образованием. В советское время эти встречи российских интеллектуалов с православными священнослужителями и богословами представлялись, в лучшем случае, превратно. В действительности же они были вызваны проблемами, которые сегодня, век спустя, лишь обострились, ибо невероятно быстрое развитие науки и техники в течение двадцатого столетия на фоне непрекращающихся социальных катаклизмов вызывает сегодня уже катастрофическую разочарованность в так называемом научном мировоззрении. Интересно, что идея религиозно-философского общества родилась в среде создателей знаменитого журнала «Мир искусства» (1898–1904), где Д.Ф. Философов создал отдел, посвящённый “вопросам философического и религиозно-философского порядка”. Искусство и философия в России всегда шли в нераздельном единстве, наверное, поэтому и все наши философские системы такие непрагматические, сосредоточенные на этических, сугубо духовно-мировоззренческих проблемах.

При чтении этой книги, подготовленной на основе соответствующих малотиражных публикаций 1903, 1904, 1906 годов, легко обнаруживаешь темы, которые не могут не вызвать интерес при обсуждении их в классе и на внеклассных мероприятиях. Казалось бы: протоколы, но ведь это живой разговор, поиск истины умными людьми (среди постоянных участников — Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, поэт Николай Минский). И темы ведь выбирались нешуточные: «О свободе совести», «Дух и плоть», «Гоголь и отец Матвей», «Лев Толстой и русская церковь», «Лев Толстой и Достоевский»…

Так, идеи известного труда Д.С. Мережковского о Толстом и Достоевском, к которому нередко обращаются современные словесники, пробовались на прочность именно на Религиозно-философских собраниях, и материалы этих обсуждений помогут теперь полнее представить парадоксы Мережковского. То есть показать не только сильные стороны его систематики, но и изъяны, вызванные именно тем, что аналитический труд пишет художник, находящийся под тотальной властью образного мышления.

Непременно следует обратить внимание и на то, как представлен на собраниях запутанный ныне вопрос об отпадении Льва Толстого от Церкви, вернуться, что называется, к истокам.

Наконец, не могу не отметить и речевой блеск стенограмм вековой давности. Со страниц книги вновь звучит живое русское слово, впоследствии измордованное советским новоязом и затем полузадушенное варваризмами “всемирной деревни”.

С.Д.
Рейтинг@Mail.ru