Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2006

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ПИШЕМ СОЧИНЕНИЯ ПО КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА». М.: Грамотей, 2005. 112 с. ПИШЕМ СОЧИНЕНИЯ
ПО КОМЕДИИ
А.С. ГРИБОЕДОВА
«ГОРЕ ОТ УМА».

М.: Грамотей, 2005.
112 с.
ПИШЕМ СОЧИНЕНИЯ ПО ПОЭМЕ Н.В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ». М.: Грамотей, 2005. 60 с. ПИШЕМ СОЧИНЕНИЯ
ПО ПОЭМЕ Н.В. ГОГОЛЯ
«МЁРТВЫЕ ДУШИ».

М.: Грамотей, 2005.
60 с.

В этих книгах предлагаются учебные материалы, предназначенные для подготовки к написанию сочинений разных жанров. Богатый литературоведческий материал, изложенный в пособиях, позволяет учащимся подготовиться к сочинению практически на любую тему, связанную с комедией А.С. Грибоедова или поэмой Н.В. Гоголя. Представляется целесообразным использовать книги «Пишем сочинения по…» и при подготовке к экзаменам (как выпускным, так и вступительным). В целом книги серии «Пишем сочинения по…» — хорошее подспорье всем тем, кто имеет навык интеллектуального труда и хочет научиться выражать самостоятельно свои мысли на письме.

А главным достоинством этих учебных пособий является то, что они нацелены на самостоятельную работу над сочинением, не дают готовые “золотые” и “бриллиантовые” варианты.

Книги содержат хорошо структурированный материал, помогающий учащимся повторить и углубить изученное на уроках. В главах-разделах рассматриваются характерные особенности комедии Грибоедова и романа-поэмы Гоголя (идейное содержание, композиция, язык, художественные средства и др.), а также даны характеристики главных и второстепенных героев.

Каждый раздел состоит из небольших по объёму фрагментов статей известных методистов и литературоведов, занимающихся творчеством Грибоедова и Гоголя. Объединённые общей темой, эти самостоятельные и логически законченные фрагменты позволяют учащимся почувствовать различие в аспектах и подходах авторов при едином взгляде на проблему. Многоаспектность проблематики и вариативность решений является одним из достоинств этих учебных пособий. Это позволяет учитывать разные читательские возможности и интересы школьников.

Статьи написаны ясным, доступным языком, лишены ненужного наукообразия и в то же время включают все необходимые литературоведческие представления. Их авторы предлагают созвучное современному видению прочтение классической литературы на гуманистической, общечеловеческой основе.

Вниманию учащихся предложен материал, несколько расширяющий базовую программу, поэтому он является хорошим подспорьем для учащихся общеобразовательных школ и гимназий естественно-математического профиля.

Обладая несомненными достоинствами, пособия не лишены и некоторых недочётов. Жаль, что отсутствует краткий библиографический справочник, где следовало дать атрибуции литературоведческих статей, приведённых в отрывках, дать хотя бы минимальные сведения об авторах и т.п. Эти сведения дали бы учащимся возможность для самообразования.

Наталия ПЛАВИНСКАЯ
Рейтинг@Mail.ru