Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2005

Я иду на урок

Я иду на урокКир Булычёв. Фото с сайта www.mp.urbannet.ru

Наталья Кутейникова


Наталья Евгеньевна Кутейникова (1961) — кандидат педагогических наук, доцент Московского городского педагогического университета.

Где начинается и где заканчивается Сказка?

Урок по роману Кира Булычёва «Убежище». 5–6-й классы

Цели урока (12 часа)

1. Познакомить учащихся с последним произведением Кира Булычёва — романом для подростков «Убежище».

2. Повторить определение понятий “жанр”, “повесть”, “роман”, “сказка”, “правдоподобие”, “фантастика”.

3. Вспомнить жанровые особенности сказки, повести, романа.

4. Раскрыть перед учениками гуманистический пафос произведения К.Булычёва «Убежище».

5. Формировать представление подростков о чувстве дружбы, взаимовыручке и взаимопомощи.

Урок включает в себя “презентацию” книги, слово учителя, беседу с классом, чтение отрывков из произведения, творческую работу учащихся.

Содержание урока

Слово учителя. Сегодня мы с вами познакомимся с новой книгой писателя Кира Булычёва под названием «Убежище». Кир Булычёв — это псевдоним учёного-востоковеда Игоря Всеволодовича Можейко, “под своей фамилией он писал научно-популярные произведения и выступал как научный сотрудник. Псевдоним был раскрыт в связи с тем, что писатель получил Государственную премию СССР за сценарий к фильмам «Тайна третьей планеты» и «Через тернии к звёздам»”1.

Будущий учёный и писатель Игорь Всеволодович Можейко родился в Москве в 1934 году, здесь он прожил почти всю свою жизнь и умер совсем недавно — в 2004 году. Игорь Можейко учился в Институте иностранных языков, поэтому после его окончания отправился работать переводчиком на строительство в Бирму, страну в Юго-Восточной Азии.

После командировки в Бирму И.В. Можейко поступил в аспирантуру Института востоковедения и одновременно стал публиковаться в журнале «Вокруг света». Он много ездил по стране, участвовал в разного рода экспедициях — археологических, культурологических и этнологических, даже геологических. Защитил кандидатскую диссертацию, но, кроме науки, его в это время стала увлекать фантастика.

Фантастика (греч. phantastike — искусство воображать) — разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел от изображения странно-необычных, неправдоподобных явлений простирается до создания особого — вымышленного, нереального, “чудесного мира”2.

Художественные произведения, в которых изображены необычные явления, отражающие вероятность научного проникновения в непознанное, относят к научной фантастике. В научной фантастике всё необычное имеет логическое объяснение.

Художественные произведения, в которых в большей степени изображены неправдоподобные явления и писатель создаёт вымышленный, нереальный мир, называют литературой фэнтези. К ней относят произведения с необычным, основанным на включении в сюжет иррациональных сил, персонажей и т.д. Факты и явления этих произведений не поддаются логическому, рациональному объяснению.

В 1968 году Можейко опубликовал свою первую научно-фантастическую повесть «Остров ржавого лейтенанта», затем вышли в свет повести «Последняя война», «Великий дух и беглецы». Писатель взял псевдоним Кир Булычёв, которым пользовался до конца своих дней.

Литературные критики назвали Кира Булычёва “оптимистическим3 детским фантастом”, во многом благодаря его циклу сказочно-фантастических повестей об Алисе Селезнёвой — “девочке из будущего”, точнее — из XXI века. Этот цикл под общим названием «Девочка с Земли»4 получил широкую известность. И фильмы об Алисе также стали популярны.

«Девочка с Земли» — это оригинальный сплав сказки, фантастики, заимствований из устного народного творчества и известных произведений детской литературы, где всё находит своё место: и шагающие кустики, и живые роботы, и шапка-невидимка, и три мушкетёра.

Героиню цикла Алису отличает универсальное сочетание ярко современного характера с общими для всех времён чертами ребёнка.

Кроме сказочно-фантастических книг для детей, Кир Булычёв в конце своей жизни издал серию книг научно-популярных, адресованных детям, — «Тайны истории»5. В них он уже выступал и как учёный — доктор исторических наук, и как детский писатель, и как популяризатор отечественной истории. Доказывая современным подросткам, что “история — это живое прошлое”, писатель воспитывает у них чувство уважения к этому прошлому, гордость за свою Родину.

В 2004 году Кир Булычёв написал роман «Убежище»6, главный герой которого Сева Савин — мальчик, рождённый в конце XX века, любящий компьютер и детские сказки, мальчик, стремящийся активно познавать окружающий мир и в то же время видящий его красоту, необычность, таинственность. При всей авантюрности своего характера Сева — мальчик добрый и верный: он знает, что такое дружба и взаимовыручка, ценит эти качества в других, поэтому никогда не предаст друзей сам. Юный герой «Убежища» — типичный мальчишка — не “маменькин сынок”, не “взрослый мальчик”, какие часто встречаются в книгах для детей. Он не учит нас, что делать и как делать, он просто живёт на страницах произведения, причём живёт вполне реальной, похожей на нашу жизнью. Он правдоподобен, он похож на многих из вас — забияка и фантазёр, верящий в то, что “сказку можно сделать былью”. Именно поэтому жители сказочного мира выбрали его себе в защитники в начале XXI века.

Сева Савин — наш современник, и его друзья и враги — тоже наши современники, многие из них очень похожи на нас и внешне, и по манере своего поведения, и по стилю одежды. Благодаря всему этому последняя книга Кира Булычёва читается легко, с интересом, часто вызывает или добрую улыбку, или приступ задорного смеха. Посмотрите внимательно на суперобложку этой книги. Главный редактор газеты «Книжное обозрение» подобрал очень верные слова для характеристики романа: “Кир Булычёв написал удивительно молодую книжку — мальчишескую именно, вихрастую и глазастую, с непременным желанием в каждую интересную дырку залезть и там себе что-нибудь придумать. Как этому пожилому человеку удавалось писать безо всякого высокомерия «накопленного опыта» и «высоты прожитых лет» — непонятно. Талантище”.

“Презентация” книги

Оборудование. Выставка книг Кира Булычёва, посередине которой стоит новый роман «Убежище», перед выставкой — стол и два стула, на столе лежит несколько экземпляров новой книги.

Действующие лица: Автор, библиотекарь, два-три читателя.

Библиотекарь. Сегодня у нас в гостях писатель Кир Булычёв. Давайте послушаем, что он нам расскажет о своих произведениях.

Автор. Я всегда был уверен, что, если мы будем жить по заветам наших предков, переданным нам через сказку, наше будущее будет прекрасным. Во-первых, сказочные персонажи — носители или добра, или зла. Иногда у них свои исконные, “сказочные” имена, часто — придуманные, переделанные “под современность”, например: добрый великан Громозека, или три капитана, так напоминающие трёх богатырей, или доктор Верховцев — настоящий сказочник, волшебник, или птица Говорун, которая в древности явно звалась Гамаюн. Или, скажем, у братьев Гримм был горшочек с кашей, а у меня — мешочек с червяками, которые никогда не кончались.

Сказочные персонажи приходят в наш мир для того, чтобы или испытать героев, или помочь им. Они никогда здесь не остаются “насовсем”, так как живут в своём, виртуальном мире. Но от того, как мы себя поведём при встрече с ними, зависит не только наше будущее, но и будущее наших близких, будущее нашей страны, будущее всей планеты Земля.

Живите честно, живите друг для друга, для своих близких и своей Родины — и тогда мир изменится к лучшему. Я — оптимист, поэтому верю, что будущее у нас с вами светлое!

И в моих произведениях так же, как и в сказках, всегда побеждает добро.

Первый читатель. А нужна ли сегодня сказка?

Автор. Конечно, нужна! Сказка — это наша подготовка к реальной жизни. Если хотите, к жизни взрослой. С одной стороны, сопереживая героям сказки, мы учимся отличать добро от зла, учимся делать правильные выводы. В частности, с кем дружить и с кем не стоит дружить, и почему. Как дружить. Как поступать в тех или иных случаях. Следовательно, с другой стороны, сказка — это ролевая игра, в которой мы можем “примерить на себя” те или иные роли, примерить и решить на всю оставшуюся жизнь, на чьей вы стороне — на стороне добра, за победу которого постоянно надо сражаться, или на стороне зла.

Библиотекарь. В наши дни возникла сказкотерапия7. Благодаря сказке маленьких детей вылечивают от всякого рода страхов, ребят постарше — от подростковых комплексов, а взрослым и детям, пережившим теракты, авто- и авиакатастрофы, сказкотерапия помогает снять остроту переживаний, притупить боль потери близких, снова научиться жить и верить в правду, добро и сострадание.

Учитель. Давайте познакомимся с новым романом-сказкой Кира Булычёва подробнее.

Вопросы и задания для беседы

— Какие чувства, мысли, переживания или воспоминания вызвал у вас роман Кира Булычёва «Убежище»?

— Каким вы представляете себе мальчика Севу? Опишите его.

— С кем ещё вы познакомились на страницах романа?

— Как вы определили, что Сева — главный персонаж, а Гриша Сумской, Ванесса, Лолита и Гоша Жаба — второстепенные?

— Каково настоящее имя Ванессы? Почему она присвоила себе чужое имя?

(Люся Пузырёва — слишком “простецкое” имя, не соответствующее внешности “первой красотки лагеря”.

Имя, внешность, окружение и, желательно, содержание должны соответствовать друг другу. Люся создаёт свой собственный “образ”, моделирует свою будущую взрослую жизнь. Она играет во “взрослую”. Но, играя, убеждая себя в том, что она лучше всех, Ванесса гипнотически действует и на других — они тоже начинают верить имиджу “первой красавицы”.)

— Почему деловитая, по-женски добрая и заботливая девочка Даша Блюм также “меняет” имя?

(Большинство людей, меняющих своё имя, считают, что данное родителями имя не соответствует их внутреннему, а главное — внешнему облику. Как правило, это люди с завышенной самооценкой, которые стараются навязать эту высокую оценку окружающим. Недаром Сева подумал о том, что у Ванессы с Лолитой “была общая беда. Они почему-то решили, что они самые красивые, самые умные, и вообще самые-самые во всём лагере. И все просто обязаны ползать перед ними на коленях”.

В подростковом возрасте такое случается часто, затем эта “возрастная болезнь” проходит: появляются серьёзные дела, “взрослые” проблемы, новые друзья и заботы о близких — некогда выдумывать легенды о себе самом, да и незачем.)

— Как вы полагаете, почему Лолита никогда не называла Ванессу “Ванессой”, а только “Люськой”? Как это характеризует обеих девочек?

— Почему Георгия Полотенца-младшего и в школе, и в лагере, и везде, где бы он ни появился, кличут Гошей Жабой?

— Чем интересен Гриша Сумской? Почему он признанный лидер второго отряда? Как он завоевал это лидерство?

— Обычный ли мальчик Сева Савин? Что его отличает от сверстников?

— На каких литературных героев он похож? В чём его самобытность?

— Почему во время приключений, связанных с борьбой за корону царевны-лягушки, лидерство постепенно переходить к Севе Савину?

— Подумайте, когда произошла завязка действия данного сюжета?

(Сева в лесу, на болоте, находит царевну-лягушку.)

— Как развивается сюжет дальше? Расскажите об этом.

— Как фантастическое проникает в реальный мир? Верят ли этому сверхъестественному сами герои произведения? Почему? Докажите это.

— Верите ли вы фантастическому в этом реальном повествовании о жизни оздоровительного лагеря «Ёлочка»? Аргументируйте свой ответ.

— Почему зло в произведении Кира Булычёва представлено только персонажами ирреальными, маскирующимися под обыкновенных людей? Случайно ли это?

— Кто же тогда Гоша Жаба — реальный человек, жадный и злобный мальчишка, или существо потустороннего мира, воплотившееся в образ “земного” мальчика?

— Расскажите, для чего царевна-лягушка явилась к Севе Савину.

— Какие “неприятности” грозили жителям волшебного мира?

— Кто такие Георгий Георгиевич Полотенец, Элина Виленовна, Ванька Каин, бабка Кассандра, академик Сидоров с супругой и магистр Проникла? Какие силы они представляют?

— Каким учреждением является Международный Унитарный Фонд Развития (МУФР)? Помогает ли МУФР простым людям, стране, конкретным организациям? Как бы вы оценили его деятельность? Аргументируйте свой ответ. Какова судьба МУФРа?

— Можем ли мы предположить судьбу персонажей, представляющих тёмные силы?

(В сказках и фэнтези добро всегда побеждает зло, поэтому они обречены на поражение, но не исчезнут совсем, так как борьба добра и зла — вечна.)

— Для чего МУФРу понадобилась Полость?

— Как мир волшебный передаёт “земным” детям своё задание?

(Часть 1. Глава 15 — «Большой костёр на поляне»: каждый из героев видит свою любимую бабушку, которая и просит выполнить её задание.)

— Чувствуете ли вы отношение автора к своим героям на протяжении всего повествования? “Звучит” ли голос автора в 15-й главе? Чувствуете ли вы его иронию? Где именно? По отношению к кому? Понятен ли вам авторский юмор?

— Зачем появляется в романе гном Юхан-малыш? Что он открыл?

(Подземный мир.)

— Какой предстаёт перед нами Снежная Королева? Почему она бессмертна?

— Кто на самом деле злейшие враги сказочных персонажей?

(“Оказалось, что злейшие враги сказочных существ — люди. Они вырубают леса, отравляют озёра и реки, губят землю”.)

— Как можно спасти жителей волшебного мира?

(“Если под землёй есть целый мир, где никто не живёт, мы можем спасти сказочных существ, переселив их туда”.)

— Почему Сева, не желая лезть в Подземелье, всё-таки отправляется туда? Как это его характеризует?

— Как бытовые реалии современной действительности переплетаются в произведении с колдовством и волшебством? Приведите примеры.

(Аэропортный домовой, самолёт, мобильный телефон — путь в чертоги Снежной Королевы.)

— Как зовут новых друзей Севы?

(Снежная Королева, или Королева Роксана; Дед Мороз, он же — Нильс; царевна-лягушка, или Кристина.)

— Кто настоящий отец Кристины? Как она рассказывает свою историю? Верит ли ей главный герой? Почему у нас печальная история царевны-сиротки вызывает улыбку? В чём заключается комический эффект?

— Какие проверки устраивают Севе сказочные существа? Для чего они это делают? Справляется ли Сева со всеми “заданиями”? Чьи подвиги напоминают испытания Севы Савина?

(Частично подвиги Геракла или других древнегреческих героев, частично испытания героев русских народных сказок.)

— Что увидел главный герой в Подземном мире? Опишите этот мир.

— Как вы думаете, для чего автор так подробно описывает жизненный путь Элины Виленовны? Чью биографию он напоминает? Приведите примеры.

— Можем ли мы сказать, как автор относится и к самой Элине Виленовне, и к её карьерным устремлениям, и к жажде славы, которой эта героиня пронизана насквозь?

— Чего стеснялся Сева Савин? Как к нему относится автор?

(“Сева Савин устроен понятно. Чем ему страшнее, тем он больше балагурит. Не потому что дурак, а потому что стесняется. Стесняется показаться трусом или дураком.

А что в результате получается?

Получается, что его иногда считают трусом и изредка — дураком”.)

— Был ли Сева на самом деле трусом и дураком? Почему?

— На какого героя он более всего похож?

(На Иванушку-дурачка или Ивана-царевича: внешне простачок, а всех победил-перехитрил.)

— Какие приключения выпали на долю главного героя? Расскажите о них.

— О каких реальных научных изобретениях людей говорит автор? Как эти изобретения изменили мир? Нужны ли они людям? Почему? Каково отношение автора к данной “научной” деятельности?

(Оружие массового уничтожения, противопехотная мина, пулемёт-автомат… «Сидоров».)

— Какие качества характера представителей тёмных сил высмеивает автор?

(Эгоизм, алчность, скупость, жажду власти и славы.)

— В какой главе сами отрицательные персонажи разоблачают друг друга?

(Часть третья. Глава 18 — «Голый шпион на фабрике».)

— Где и как в романе появляется автор — Кир Булычёв? Для чего?

(“Мультипликатора не существует! — разъярилась Элина Виленовна. — Его Кир Булычёв придумал для космических пиратов”. Явная шутка автора.)

— В какой момент происходит кульминация действия? Докажите это.

(Когда все герои — и положительные персонажи, и отрицательные — оказываются на фабрике детской игрушки, бывшем испытательном полигоне, где совершает свои опыты академик Сидоров.)

— Когда происходит развязка действия?

(В момент освобождения Севы гусём Мартином и пилотом Гарри Коллинзом, давно уже убитым, поэтому пули ему не страшны (Часть третья. Глава 22 — «Мёртвая вода всех убьёт!»).)

— Как вы понимаете слова автора, сказанные им в последней главе по отношению к Севе: “Иногда люди меняются очень быстро. Буквально на глазах. Если в них есть чему меняться”? К кому из героев их также можно отнести? Докажите это.

— Какие нравственные уроки преподносит нам эта книга?

— По каким признакам произведение Кира Булычёва «Убежище» можно отнести к роману?

— Можно ли какое-либо произведение про Алису Селезнёву назвать романом? Почему? Аргументируйте свой ответ.

— Почему библиотекарь назвал(а) последнее произведение писателя романом-сказкой? Может ли сказка быть романом? Докажите это.

— Каковы художественные особенности сказки? Чем авторская, литературная сказка отличается от фольклорной? Приведите примеры литературных сказок.

Сказка ли «Убежище»? Может быть, это какой-либо иной жанр литературы? Обоснуйте свою точку зрения.

Творческая работа (по выбору учащихся)

1. Ответьте письменно на вопрос: “О чём могли бы поговорить между собой Алиса Селезнёва и Сева Савин?”

2. Ответьте письменно на вопрос: “Для чего нужны людям сказки?”

Примечания

1 Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. 3-е изд., перераб. М.: Флинта; Наука, 2001. С. 87.

2 Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Неколюкина. ИНИОН РАН. М.: НПК «Интелвак», 2001. Стб. 1119.

3 Оптимизм (лат. optimus — наилучший) — мировосприятие, проникнутое жизнерадостностью, верой в будущее.

4 Художественные фильмы: «Тайна третьей планеты», «Через тернии к звёздам», «Гостья из будущего».

5 Изд-во «Дрофа».

6 Булычёв К. Убежище: Роман. Для среднего школьного возраста. М.: Эгмонт Россия Лтд., 2004. Суперобложка.

7 Вачков И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек. М.: Изд-во Ось-89, 2001; Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (первый год обучения) / Под ред. И.В. Вачкова. М.: Изд-во Ось-89, 2003.

Рейтинг@Mail.ru