Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2005

Я иду на урок

Я иду на урокРепродукция с пастели художника Семёна Лобача «Полковник Тарас Бульба» (сайт www.reis.zp.ua/lobach).

Ольга ТКАЧЕНКО


Ольга Александровна ТКАЧЕНКО (1945) — зав. кафедрой русского языка и литературы гимназии Салахова г. Сургута Тюменской области.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Система заданий. 7-й класс

Работаем по учебнику для 7-го класса «В мире литературы» под редакцией А.Г. Кутузова.

Работа с текстом

Задание 1. Повтори то, что ты узнал на уроке.

Средства создания образа

Самохарактеристика:

  • Поступки
  • Речь героя

Авторская характеристика

Косвенная характеристика:

  • Пейзаж
  • Мнения других
  • Интерьер

Задание 2

  • Найди все средства создания образа Тараса в первой и второй главах повести. Отметь их на полях текста.
  • Теперь попробуй составить рассказ на тему: «Средства создания образа Тараса в первых двух главах повести».
  • Если у тебя сразу не получается хороший рассказ о Тарасе, не расстраивайся!

Тогда начни с вопросов, которые ждут тебя дальше.

Повторяем дальше!

  • Рассказ о заглавном герое повести готов? Тогда проверь себя, отвечая на мои вопросы. Или твои ответы на эти вопросы и составят рассказ.
  • Что ты можешь сказать о Тарасе, прочитав, как он говорит со своими сыновьями и с женой? Эмоциональна ли речь Тараса? Почему? Какие черты характера героя ты заметил?
  • О каких поступках Бульбы идёт речь? Подтверждает ли это твои наблюдения?
  • Попробуй сформулировать свои мысли в трёх-четырёх предложениях. Запиши их, подкрепляя свои мысли словами текста.

О каких средствах создания образа ты забыл? Проверь себя, вернувшись к заданию 1 (средства создания образа).

  • Найди косвенную характеристику заглавного героя. Что нового узнаём о герое?
  • Поработаем с интерьером. Зачем так подробно описана светлица? Какие интересы, занятия, пристрастия Бульбы обнаруживаются? Зачем так много подробностей?

Прочитай об этом на 123 странице учебника.

Ещё раз о косвенной характеристике…

  • Какова роль образа “бедной старушки”?
  • Подбери синонимы к эпитету “бедный”. Какие из них помогают тебе понять образ жены Тараса?
  • Как “работает” эта косвенная характеристика на образ Тараса?

Роль пейзажа в повести

  • Во второй главе появляется пейзаж.
  • Найди все описания степи, перечитай их.
  • Как яркие, образные картины природы помогают понять душевные переживания Бульбы и его сыновей?

Поработай с образными средствами.

Работаем с художественными средствами

Открой вторую главу, с. 27. Подготовь художественный пересказ описания степи (близко к тексту).

Ответь на вопросы:

  • Чем является степь для казаков?
  • Каков смысл метафоры: “Степь… приняла их всех в свои зелёные объятия…”? Вспомни, что такое метафора.
  • Найди в этом отрывке другие метафоры, подумай над их ролью в тексте.
  • Выдели ключевые образы, найди сравнения и эпитеты, которые помогают тебе представить гоголевскую степь.
  • Как ты думаешь, почему эпитетов так много? Помогают ли они тебе представить степь?
  • Теперь ты готов сформулировать авторское отношение к изображаемому. Как ты думаешь, кто вместе с автором мог воскликнуть: “Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!”?

Работаем с пейзажем!

Теперь ты можешь составить цитатный план своего пересказа. А выучить хорошо знакомый текст уже труда не составит!

Постарайся передать в своём рассказе горячую любовь автора и казаков к родному краю, восхищение красотой степи — не только текстом, но и голосом, интонацией.

Открой учебник на с. 124 и проверь, всё ли ты выполнил. Думаю, что ты уже готов говорить о роли пейзажа в повести.

Вернёмся к началу…

Как продвигается твоя работа над образом Тараса в первых двух главах?

О каком средстве создания образа мы ещё не говорили?

Конечно, это авторская характеристика!

Зачем нужна авторская характеристика-обобщение в первой главе?

Перечитай её (с. 16, 17, 18).

Выпиши ключевые слова, словосочетания и части предложений, которые показались тебе самыми важными.

Повторим пройденное!

Как и что выписывать?

  • Задание 1. Выпиши со с. 16–17 слова и выражения, которыми можно было бы охарактеризовать всё казачество или Тараса как казака.
  • Задание 2. Теперь выпиши ключевые слова и выражения, относящиеся конкретно к Тарасу.
  • Какой дальнейший эпизод подтверждает “упрямую волю” Тараса?

Проверь себя!

Сравни свои записи с имеющимися!

  • “…казачество — широкая, разгульная замашка русской природы…”, “…необыкновенное явление русской силы — его вышибло из народной груди огниво бед…”, “…бранная сторожевая жизнь…”, “не было ремесла, которого бы не знал казак, — всё… было ему по плечу”.

“Русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность”.

  • О Тарасе:

“любил простую жизнь”, “вечно неугомонный”, “законный защитник православия”, “необходимостью была упрямая воля”.

Подведём итоги!

Теперь, используя словарь глаголов, напиши сочинение. Старайся использовать разные глаголы, тогда твоя работа будет интересной и выразительной.

Словарь глаголов:

воплощается

воспринимается

выносит

выполняет

выражает

заключает

обнаруживает

осознаёт

объединяет

олицетворяет

побуждает

подготавливает

подчёркивает

преодолевает

раскрывает

создаёт

устремляется

утверждает

является

Готовимся к сочинению

Сочинение. «Образ Тараса Бульбы в одноимённой повести Н.В. Гоголя»

Возможный план работы

1. Воинская доблесть Тараса (самостоятельно отбери эпизоды из 8–9-й глав).

2. Отношение Тараса к людям:

а) товарищам,

б) сыновьям,

в) врагам.

3. В чём видит Тарас свой долг? В чём для него высший смысл жизни и счастья человека?

4. Добр или жесток Тарас?

Задание 1. Сгруппируй слова согласно пунктам плана

Ключевые слова и выражения

Смел, мужественен, безрассуден и хитёр, бьётся как лев, защита веры и Отечества, жизнь для людей, а не для себя, беспощаден, не прощает, жесток, дорожит, гордится, уважает, любит, вольнолюбивый, свободный, широкая душа, бескомпромиссный, противоречивый, героический, прямой, идеал человека, полководческий талант Тараса, духовное родство, сознание исполненного долга, непоколебимая стойкость, презрение к смерти, достойное сопротивление старого казака, черты былинного богатыря, героический характер.

Задание 2. Попробуй раскрыть в сочинении один из этих тезисов. Сделай его началом или заключением сочинения.

1. В образе Тараса воплощаются (передаются, рисуются, показаны — можешь выбрать любой понравившийся глагол!) типичные (основные, главные, обязательные — выбери любое слово из синонимического ряда!) черты казачества, “широкой замашки русской природы”.

2. Тарас Бульба крепкими нитями связан с казацкой средой, живёт её интересами и стремлениями, любит простую суровую жизнь, ему чужды богатство и изнеженность.

3. Общность Тараса Бульбы и казачества — в православной религии, которая объединяет всё и всех на Сечи. Понятия “вера” и “Родина” для казаков едины.

Если такой вариант труден, можешь начать или закончить сочинение так:

Характер Тараса Бульбы — живой, реальный. Гоголь изображает различные его стороны.

Постарайся не забыть, что

Автор любит своего героя, гордится им, открыто выражает свои чувства.

Пишем сочинение!

Не забудь об авторе, о его отношении к героям!

  • Создавая героические образы, рисуя картины битвы, Гоголь широко использует художественные приёмы (троекратное повторение, эпические сравнения, метафоры, гиперболы, напевный ритм — приёмы былин).
  • Подумай, вспомни, как эти приёмы помогают автору в изображении героев, как подчёркивают сходство казаков с богатырями.

Практическое занятие

  • Работа с цитатой. “Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!”
  • Цель использования. Для доказательства мысли о том, что в Тарасе воплотились типичные черты запорожца.

Приёмы цитирования

  • Первый приём — точное цитирование (оформляется как прямая речь).

Например:

Для Гоголя важно было показать, как в Тарасе воплотились типичные черты запорожца. Писатель, подводя итог жизни и смерти своего героя, не случайно говорит: “Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!”

  • Второй приём — изложение содержания цитаты (с включением отдельных слов и выражений из неё).

Например:

Рисуя Тараса как типичного запорожца, автор подчёркивает, что никакие муки не сломят русского казака, что нет такой силы, “которая бы пересилила русскую силу”.

  • Третий приём — ссылка на цитату.

Например:

Тарас — настоящий казак, запорожец! Выразительно говорит об этом автор, подводя итог жизни своего героя.

Учимся цитировать!

Задание 1. Введи данную цитату, рассказывая о том, в чём видит свой долг Тарас: “Он считал себя законным защитником православия”.

Используй все три приёма цитирования.

Задание 2. Подбери цитату, говорящую о полководческом таланте Тараса, и отработай три приёма цитирования.

Задание 3. Самостоятельно подбери цитату, определив, с какой целью будешь её использовать.

Самостоятельная работа

Задание 1. Введи данную цитату, рассказывая о Тарасе как о настоящем казаке: “Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой нрава”.

Используй все три приёма цитирования.

Задание 2. Самостоятельно выбери цитату, говорящую о воинской доблести Тараса. Введи её в сочинение одним из трёх способов.

Постарайся, чтобы в работе были представлены все известные тебе способы цитирования.

Проверяем написанное.

Теперь смело берись за перо!

У тебя всё получится!

Если пишешь в классе

1. Старайся писать на черновик только начало работы, помни, что у тебя не так много времени!

2. Написанное проверяй несколько раз. Первый раз проверь содержание: нет ли повторов, пропусков слов и букв, всё ли соответствует твоему плану. То есть не нарушена ли логика. Проверь наличие абзацев!

3. Если у тебя есть время, оцени выразительность написанного. Посмотри, используешь ли ты синонимы, сравнения и т.д.

4. Отдельно проверь грамотность. Чтобы не отвлекаться на содержание, проверяй грамотность с последнего предложения. Удачи!

Если пишешь дома

1. Обязательно пиши сначала на черновик!

2. Старайся писать, оставляя большие поля для исправления и редактирования. Если трудно подобрать нужное слово, обращайся к словарю синонимов, хорошо, чтобы он был под рукой, когда ты пишешь сочинение.

3. Не откладывай сочинение на последний момент! Рискуешь получить “2”!

4. В домашней работе есть возможность как следует поработать над языком, сделать сочинение выразительным. Надеюсь, ты не пожалеешь на это времени.

Успехов!

Проверь свои знания!

Олимпиадная работа

Тур 1

1. Кто и кому сказал?

1) “Э, да ты мазунчик, как я вижу!”

2) “Вишь, какой батько! Всё, старый собака, знает, а ещё и прикидывается!”

3) “Вставай, идём! Все спят, не бойся! Подымешь ли ты хоть один из этих хлебов, если мне будет несподручно захватить всё?”

4) “Дай же, Боже, чтобы… не услышали нечестивые, как мучится христианин! Чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!”

5) “К берегу, к берегу, хлопцы! Спускайтесь подгорной дорожкой. Что налево. У берега стоят челны, все забирайте, чтобы не было погони!”

6) “Казаки, казаки! Не выдавайте лучшего цвета вашего войска!”

7) “Вот бравые молодцы — запорожцы! Вот как нужно биться и другим в других землях!”

2. О ком идёт речь?

1) “Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки, вился завязанный на рукаве дорогой шарф, шитый руками первой красавицы”.

2) “А на … уже наскочило вдруг шестеро, но не в добрый час, видно, наскочило — с одного полетела голова, другой перевернулся, отступивши…”

3) “Но как тяжёлым камнем хватило его самого в ту же минуту. Всё закружилось и перевернулось в глазах его… И грохнулся он, как подрубленный дуб, на землю. И туман покрыл его очи”.

4) “Он был и мёртвый прекрасен: мужественное лицо его… всё ещё выражало чудную красоту, чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты”.

5) “Он выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на ногах кости”.

6) “И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства!”

7) Он “едва двигался в узком и тёмном земляном коридоре, следуя за татаркой и таща на себе мешки хлеба…”

3. Чей портрет?

1) “Сурово и равнодушно глядел он на всё, и на неподвижном лице его выступала неугасимая горесть”.

2) “Тогда было в ней что-то неоконченное, незавершённое, теперь это было произведение, которому художник дал последний удар кисти. Та была прелестная, ветреная девушка, эта была красавица — женщина во всей развившейся красе своей”.

3) “Ясною твёрдостью сверкал глаз его, смелою дугою выгнулась бархатная бровь <…> как шёлк, лоснился молодой чёрный ус”.

4) “Длинные и чёрные, как уголь, волосы, неприбранные, растрёпанные, лезли из-под тёмного, наброшенного на голову покрывала”.

5) Он “никогда, ни в коем случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать”.

6) “Он любил простую жизнь казаков… Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия”.

Тур 2Репродукция с картины И.Е. Репина «Тарас Бульба».

Анализ текста

Речь Тараса о товариществе (глава девятая)

1. Какое место в композиции главы занимает речь Тараса?

2. Как построена речь Тараса? На какие части можно её разделить? Запишите основную мысль каждой части.

3. Для чего автор использует в речи Тараса такие приёмы, как повторы, инверсия, эпитеты, сравнения, градация, гипербола и т.д.?

4. Как эти приёмы помогают понять внутреннее состояние Тараса?

5. Что нового мы узнаём о герое из его речи?

6. Какого героя напоминает вам Тарас, на кого он становится похож?

Постарайся написать связный текст, если не получается, отвечай на вопросы.

Рейтинг@Mail.ru