Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №23/2005

Я иду на урок

Я иду на урок

Елена САЗИКОВА


Елена Ивановна САЗИКОВА (1969) — учитель русского языка и литературы. Живёт в селе Бахтызино Вознесенского района Нижегородской области.

Анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Ленинград» в 11-м классе

Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель. (С.Я. Маршак)

Цели занятия

1. Повторить виды изобразительно-выразительных средств в художественном произведении.

2. Продолжить совершенствование навыков анализа текста.

3. Продолжить знакомство с разными видами анализа текста.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

II. Разминка

1. Игра «Вопрос–ответ». (Проверяется знание литературных терминов.)

В игре принимает участие весь класс. Первый вопрос задаёт учитель одному из учащихся. Например: что такое гипербола? Ученик даёт чёткий ответ с примером и в свою очередь задаёт вопрос другому учащемуся, и так далее, пока необходимый материал не будет повторен.

2. Задание «Определи изобразительно-выразительное средство».

  • “Синь то дремлет, то вздыхает…” (С.Есенин). (Олицетворение.)
  • “Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно легкомысленной головёнке” (В.Маяковский). (Гипербола.)
  • “Дремлет чуткий камыш…” (И.Никитин). (Олицетворение, эпитет.)
  • “…Как серёжки, зазвенит девичий смех” (С.Есенин). (Метафорическое сравнение.)
  • “Её уста, как роза, рдеют” (А.Пушкин). (Сравнение.)
  • “Со снопом волос твоих овсяных // Отоснилась ты мне навсегда” (С.Есенин). (Метафора.)

III. Беседа с классом

Чтение эпиграфа.

— Как вы понимаете слова С.Я. Маршака?

Сегодня мы попробуем стать художниками-читателями, попытаемся проанализировать стихотворение О.Мандельштама «Ленинград», понять не только замысел поэта, но и то, что написано “между строк”.

IV. Повторение видов анализа текста

Работа с таблицей «Виды анализа текста»

1. Лингвистический анализ Фонетические средства (аллитерация, ассонанс и т.д.).
Лексические средства (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы…).
Морфологические средства (части речи).
Синтаксические средства (инверсия, риторические вопросы, конструкции…)
2. Литературоведческий анализ Тема, идея, сюжет, композиция, жанр, изобразительновыразительные средства, ритмика
3. Комплексный анализ Соединение лингвистического и литературоведческого анализов
4. Лингвопоэтический анализ Построение смысловых цепочек
5. Контекстный анализ:
а) социокультурный
б) историко-культурный
в) историко-биографический
г) философский
События и идеи того времени, когда написано произведение.
Явления культуры этой эпохи (картины, музыка, архитектура, литературные произведения).
Связь с жизнью и судьбой автора. Религиозно-философские взгляды автора

V. Анализ стихотворения О.Мандельштама «Ленинград»

1. Чтение стихотворения учителем.

2. Лингвопоэтический анализ.

На столе у каждого учащегося есть листок с «Памяткой лингвопоэтического анализа».

Памятка

1. Очень внимательно читай и перечитывай текст (5–7 раз). Доверяй своим чувствам!

2. Определи наиболее важные по смыслу слова. Подчеркни их.

3. Перечитай текст. Объясни взаимосвязь этих слов. При сомнении или затруднении уточни перечень слов. Сформулируй и запиши свои впечатления.

В результате коллективной работы появляется следующая цепочка.

Вывод (с подключением контекста). Это пронзительное стихотворение связано с вполне конкретным событием из жизни Мандельштама — с его возвращением в Ленинград 1930 года после путешествия по Кавказу. В то время поэту не было и сорока, но в силу болезней и связанных с судьбой страны превратностей биографии он уже выглядел стариком. В этом стихотворении видится отчаянная попытка противостоять страшным жизненным реалиям, которые уже начали стискивать Ленинград железным кольцом духовного (и физического) удушья, кольцом унижений и репрессий.

Чтобы лучше понять горечь, боль и страх, которые испытывал поэт, обратимся к событиям того страшного времени и к фактам биографии самого О.Мандельштама.

3. Контекстный анализ.

а) Социокультурный

Заранее подготовленный ученик рассказывает о событиях 1930 года.

б) Историко-биографический

Выступление ученика, содержащее краткие биографические сведения об О.Э. Мандельштаме.

4. Литературоведческий анализ.

Стихотворение анализирует учитель, учащиеся следят по текстам, делают краткие записи.

Лирический герой стихотворения заново встречается с тем городом, где он состоялся как человек и художник, где жили его друзья, со многими из которых встретиться уже не суждено (одни, как Гумилёв, погибли, другие оказались в эмиграции). Поэт чувствует свою кровную, физическую связь с городом (“до прожилок, до детских припухлых желёз”). Это связь с культурным пространством города (“...Рыбий жир ленинградских речных фонарей”), с его своеобразным природным ландшафтом (“декабрьский денёк”: “желток” в следующей строчке является метафорой солнца, а “зловещий дёготь” — тусклого пасмурного неба с устремлённым туда дымом фабричных труб), но прежде всего — с людьми, населявшими и населяющими город (“У меня ещё есть адреса, // По которым найду мертвецов голоса”). Такая связь может быть разорвана только насильственно, теми “дорогими гостями”, которые приходят ночью, без приглашения, с мясом вырывают дверной звонок, и последствия их прихода вполне сравнимы со смертельным выстрелом в висок. Такая интерпретация образа “гостей” поддерживается нарастающим ощущением тревоги, опасности, гибели, которое коренится в метафорическом строе стихотворения — от “голосов мертвецов” до “кандалов” дверных цепочек.

Образная структура стихотворения непроста и не поддаётся однозначной расшифровке. Мандельштаму вообще было свойственно влечение к усложнённой образности. Он прекрасно ощущал тайну поэтического слова и сознательно предоставлял читателю возможность неоднозначного прочтения своих стихов. Слово не только обозначает какой-то реальный предмет или действие, но и вызывает в сознании бесконечный поток ассоциаций. Таков “рыбий жир” речных фонарей. За этой метафорой стоит и ощущение целительности ленинградского пейзажа, и память о детских болезнях, и стремление передать тусклый свет ночного фонаря, и ещё что-то неуловимое, не поддающееся пересказу. “Чёрная лестница”, где живёт герой, это не только выход во двор, но и деталь, которая, если вспомнить многозначность прилагательного “чёрный”, приобретает символическое значение. Натуралистическое определение звонка, “вырванного с мясом”, невольно приводит на ум разрушительное действие выстрела, а здесь к тому же рядом стоит словосочетание “ударяет в висок”. Напомним также выразительную метафору “кандалы” по отношению к дверным цепочкам. Значение подобных образов заключено в сумме тех ассоциативных представлений, которые встают перед читателем.

Перед нами лирический монолог, причём во втором и третьем двустишиях герой явно обращается к себе самому; этот монолог в середине стихотворения перебивается взволнованными обращениями к Петербургу. Обратим внимание, что даже с названием города не всё ясно: “Петербург” он или всё-таки “Ленинград”? Отсутствие у объекта закреплённого имени подразумевает и отсутствие у него чёткой внутренней доминанты, ведущее к неопределённости, хаотичности его организации. Может быть, Мандельштам имел в виду именно эти качества “города трёх революций”?

Завораживающий ритм четырёхстопного анапеста и врезающиеся в сознание парные мужские рифмы (среди которых отметим одну неточную: “умирать” — “номера”) вовлекают нас в необычный мир стихотворения с неменьшей силой, чем искусная вязь метафорических образов.

5. Контекстный анализ.

Историко-культурный

а) Рассказ ученика об архитектуре города Петербурга. (Жёлтый цвет — “рыбий жир”, “желток” — появляется в стихотворении неслучайно. В архитектуре Петербурга прослеживаются черты классицизма: колонны, строгость линий, жёлто-белая окраска зданий; традиции Древнего Египта — золото и слоновая кость.) Можно вспомнить стихотворение:

Над желтизной правительственных зданий
Кружилась долго мутная метель.

б) Учащиеся читают наизусть стихи О.Мандельштама «Мы живём, под собою не чуя страны...», «Сумерки свободы».

VI. Итог урока

Слово учителя. Стихотворения Осипа Мандельштама — это особый мир, мир чувств, где сосуществуют самые странные и на первый взгляд несовместимые образы. Поэзия Мандельштама то врывается в жизнь, то льётся тихой песней.

Тяжкая жизнь гонимого поэта Советской России не сломила Осипа Эмильевича, не исказила лёгкий, красивый слог его стихов, искорёженная душа не пролилась обидой в поэзии на мир, на Вселенную. Он не приемлет конкретных людей-вождей, но мир от этого не потерял для него красок, чистоты и веры в прекрасное.

VII. Домашнее задание

1-я группа. Подготовить лингвистический анализ стихотворения «Ленинград».

2-я группа. Выучить наизусть стихотворение «Ленинград».

Литература

Поликарпова И.Ю. Курсы повышения квалификации. НИРО, 2002.

Русова Н.Ю., Шевцов В.А. Читаем русскую лирику. Нижний Новгород: Деком, 1996.

Рейтинг@Mail.ru