Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №22/2005

Архив

1.gif (2849 bytes)Ключ к номеру

В газете, как и в жизни, есть повседневность и есть события. Из повседневности в этом номере — очередные, шестые лекции курсов повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября». Как и прежде, их материалы предназначены не только для слушателей, но и для всех наших читателей-словесников. Другое дело, что, как вы знаете, слушатели курсов имеют определённые преимущества и перспективы. Но мы надеемся, что и в следующем учебном году эта эффективная форма послевузовского образования вновь найдёт своё место на страницах «Литературы».

Много живого содержится в публикациях рубрики «Я иду на урок». Опытные методисты Л.В. Торопчина и Т.А. Кушевич, обратившись к творчеству мастеров мировой прозы ХХ века — Антуана де Сент-Экзюпери и Юрия Нагибина, дают пример нестандартного разбора произведений, которые ещё только входят в круг классического чтения. Их подходы, очевидно, могут быть распространены и на другие, созданные в ХХ веке книги. Сочинение, опубликованное в рубрике «Учимся у учеников», как нам кажется, не только требует обсуждения, но и побуждает других словесников предложить прочтение «Поднятой целины» их питомцами. Ну а рубрика «Школа в школе» — подавно творческая по своей природе. Роман «Мастер и Маргарита» ученики обычно читают без понуждения, что и позволяет сделать его предметом интеллектуальной игры. Наша редакционная почта дала нам возможность опубликовать таковых сразу две, и понятно, что в живой практике на основе их педагоги будут создавать нечто обновлённое, применимое к конкретному классу.

В этом номере «Литература» выступает и как участник проекта, предложенного редакцией газеты «Искусство». В ряде газет нашего издательского дома в № 22 помещаются материалы, посвящённые интереснейшему феномену мировой культуры — барокко. Такой синхрон представляется нам очень перспективным, ибо в значительной степени наши издания повторяют школьную структуру, и как украшают школу к тому или иному празднику, так мы украсим наши газеты рассказами о барокко. На первый взгляд от нас отдалённое и даже экзотическое барокко при таком представлении оказывается очень живым и даже злободневным явлением, помогающим как школьникам, так и их педагогам глубже осмыслить себя и своё пребывание в нашем тревожном и прекрасном мире.

Разумеется, остаются лейтмотивом газеты её информационные материалы. Начинаются они на этой же странице с рубрики «Объясните, пожалуйста» (которая, судя по количеству уже поступивших в редакцию вопросов, будет постоянной) и проходят через весь номер. Полезного вам чтения!