Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №21/2005

Я иду на урок

Я иду на урокШарж на Виктора Пелевина (www.bvi.rusf.ru/fanta/foto).

Наталья Полякова


Наталья Александровна Полякова (1960) — учитель русского языка и литературы лицея № 2 г. Перми.

Образ пустоты в повести В.Пелевина «Омон Ра»

Урок в 11-м классе гуманитарного профиля

В рамках изучения русской литературы современного периода (1980–2000-е годы) учащимся классов с углублённым изучением литературы можно предложить на выбор произведения Виктора Пелевина «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и пустота», «Generation “П”» и на этом материале ознакомить их с одним из наиболее интересных и вместе с тем спорных явлений в искусстве — постмодернизмом.

Беседу о творчестве В.Пелевина было бы логично предварить теоретической справкой, включающей сведения о постмодернизме как направлении и его основных художественных принципах. Объём этой части урока зависит от уровня подготовленности класса.

Основным принципом постмодернизма (от лат. post — “после” и фр. modern — “современный”, “новейший”) является отмена прежних постулатов и стереотипов. Постмодернизм сдвигает привычные границы понятий высокого и низкого, прекрасного и безобразного, нравственного и безнравственного. Материалом для творчества постмодернистов становится не столько реальная действительность, сколько сами произведения искусства, в первую очередь классического. Отсюда вытекает одно из ключевых понятий этого направления — текст. Текст известного чужого произведения рассматривается в постмодернизме и как предмет изучения, и как предмет изображения. Исследователи называют эту особенность интертекстуальностью. Интертекстуальность — это литературный синтез, сутью которого является “слияние художественных энергий” (Т.Манн), соединение тезиса с антитезисом, традиции с новаторством, широкое использование литературного цитирования и перефразирования. Также одним из отличительных принципов постмодернизма является отказ от попыток через искусство влиять на жизнь, отказ от какой-либо “идеологии” и поучительности. Ещё одним характерным свойством этого направления является сочетание реальности, “голой правды” с фантазией, игрой воображения, эксцентрикой. Специфическим качеством постмодернизма считается также соединение элитарного искусства “для избранных” с массовой культурой. Таким образом, постмодернизм являет собой единство противоположностей, слияние разнонаправленных стилей в одном русле, в одном направлении. Эти и другие особенности постмодернистской поэтики можно проследить, анализируя произведения В.Пелевина, прочитанные учащимися по их выбору. Темой урока, объединяющей разные романы и повести этого писателя, может стать «Образ пустоты в произведениях В.Пелевина».

Повесть В.Пелевина «Омон Ра», опубликованная в 1992 году, принёс писателю по-настоящему широкую известность. Уже в этом произведении автор демонстрирует главные особенности своей прозы, которые позднее определят своеобразие пелевинской художественной системы: соединение реальности и фантастичности; двуплановость повествования; игра созвучий, слов и смыслов; использование анекдота и каламбура; яркая карикатурность.

Главным объектом сатиры в повести является тоталитарное государство, основанное на обмане и всеобщей мистификации. В своём отрицании и разоблачении писатель покушается на “святая святых” истории советской науки и государства в целом — приоритетные достижения в сфере космонавтики. В изображении В.Пелевина все эти так называемые достижения оказываются просто фикцией. Луноходы и космические корабли, как выясняется в финале романа, снимаются в павильоне. Разоблачение советского мифотворчества и дальнейшее разрушение мифа о социализме — основной пафос большинства произведений В.Пелевина. За декоративным фасадом космической “сверхдержавы” прячется “огромная страна, где много-много маленьких заплёванных каморок, в которых воняет помойкой” (Пелевин В. Омон Ра // Знамя. 1992. № 5. С. 12. Цитаты далее — по этой публикации).

Важнейшей функцией тоталитарного государства выдвигается создание мифа о самом себе. Поддержание этого мифа, по В.Пелевину, — необходимое условие существования тоталитарной системы. Государство в «Омон Ра» — грандиозный мистификатор, ловкий и циничный иллюзионист, скрывающий за ярким занавесом подлинную пустоту звонких лозунгов и деклараций.

Фамилия главного героя повести — Омона Кривомазова — является “говорящей” и, очевидно, несёт значение искажённого восприятия им действительности, как в кривом зеркале или запотевших очках. Смысловое наполнение этого образа состоит также в воплощении им качеств большинства представителей определённого времени и социума — советского народа. Само это высокое понятие — “советский народ”, как показал В.Пелевин, стало предметом спекуляций и манипуляций со стороны идеологов тоталитаризма. Почему бы в этом смысле не отнести Омона Кривомазова к подлинным “героям своего времени”, времени “расцвета” социализма?

Символична сцена наказания в пионерском лагере, в которой вожатый олицетворяет государство с его карательной системой; ползущие в противогазах — советский народ, живущий в экстремальных, нечеловеческих условиях, да ещё и испытываемый на выживаемость; взгляд сквозь запотевшие и забрызганные слезами стёкла противогаза — восприятие реальной действительности сквозь призму всеобщего обмана. В воспоминаниях Омона о том, как он проползал в противогазе по длинному коридору, раскрываются способы воздействия тоталитарной системы на человека: “Ещё через несколько метров мои слёзы иссякли, и я стал лихорадочно искать какую-нибудь мысль, которая дала бы мне силы ползти дальше, потому что одного страха перед вожатым было уже мало”. Эта “мысль”, дающая герою силы ползти дальше, — мысль о коммунизме, внушённая Омону и тем, кто “ползёт” рядом с ним, на тот случай, если “сила свыше” (вожатый) перестанет быть пугающей для них. Во время этой экзекуции где-то вдали “репродуктор поёт” про “прекрасное далёко…”. Мечта о коммунизме по своей привлекательности и высоте тождественна лишь мечте о космосе.

Детство Омона проходит в пространстве, до краёв заполненном космической символикой: кинотеатр «Космос», пионерлагерь «Ракета», картонная ракета в столовой пионерлагеря, мозаика на стене павильона, изображающая космонавта в открытом космосе, фильмы и песни о лётчиках. Всё это служит средством воздействия на формирующееся сознание героев, вызывая ощущение доступности мечты и близости её осуществления. При этом ради мифического светлого завтра приносится в жертву сегодняшняя реальность: “…Духом я устремился ввысь, и всё, чего потребовал выбранный мною путь, уже не вступало ни в какие противоречия с моей совестью, потому что совесть звала меня в космос и мало интересовалась происходящим на Земле”.

Символичен образ висящего в столовой пионерлагеря картонного звездолёта. Омон и его друг Митёк делают поразившее их открытие: внутри звездолёта находится пластилиновый человечек. “Когда ракету делали, начали с этого человечка. Слепили, посадили на стул и наглухо облепили со всех сторон картоном”. “…Но самое интересное, — задумчиво и как-то подавленно сказал Митёк, — что там не было двери. Снаружи люк нарисован, а изнутри на его месте — стена с какими-то циферблатами… Найти бы того, кто эту ракету склеил, — сказал Митёк, — обязательно бы ему по морде дал. — А за что? — спросил я. Митёк не ответил”.

“Есть, видимо, какое-то странное соответствие между общим рисунком жизни и теми мелкими историями, которые постоянно происходят с человеком и которым он не придаёт значения”. Замурованный в кабине звездолёта пластилиновый человечек — прообраз главного героя, летящего спустя несколько лет в космос в такой же наглухо запертой ракете. Замкнутое пространство, отсутствие двери, выхода — эти образы ассоциируются у читателя с атмосферой безысходности в тоталитарном государстве, где человек лишён свободы и с детства обречён. Нарисованная снаружи дверь — лишь фикция, всё тот же лживый “фасад”, за которым — ничто, пустота. В повести В.Пелевина “луноход” напоминает “большой бак для белья, поставленный на восемь тяжёлых колёс, похожих на трамвайные”; “…я сидел внутри лунохода в седле, сжимая руль и пригнувшись к самой раме… в моё левое бедро упирался кислородный баллон с надписью «ОГНЕОПАСНО», а в правое — алюминиевый бидон…”; “…мир делался знакомым до мельчайших подробностей, как дверь сортира изнутри”.

Через всю повесть проходит один из главных образов в творчестве В.Пелевина — образ пустоты. Участники “полёта” на Луну — Ваня, Сёма Аникин, Дима Матюшевич — бесследно исчезают в пространстве. Образ пустоты в художественной системе Пелевина является многозначным — в повести «Омон Ра» этот образ связан с темами смерти, всеобщей мистификации, социальной утопии; с мотивами пустой, нереализуемой мечты, безвестного подвига ради абстрактной идеи, пустословия пропагандистских лозунгов и др. Космос в финале романа — такая же фикция, ничто, пустота, как и коммунизм.

Таким образом, мечта о коммунизме, владеющая сознанием героев и лежащая в основе идеологии тоталитарного государства, оказывается тождественной мечте о космосе по своей недосягаемости. Но не следует рассматривать данное произведение только как карикатуру на тоталитаризм. С этим совершенно не согласуется концовка повести: спасшийся герой едет в московском метро и говорит себе: “Полёт продолжается”. Мотив освобождения сменяется мыслью о бесконечности превращений и мистификаций и о неизбывной потребности человека быть обманутым.

В финале повести возникает мотив духовной и нравственной опустошённости героя. Его поездка в метро так же бесцельна, как и “полёт в космос” — это путь в никуда, тупиковый и бесконечный одновременно. В итоге пустота у Пелевина является очень многозначным и ёмким образом. По сути, автор своим романом утверждает единственную реальность — пустоту. Автор строит своё произведение по законам виртуальной игры, показывая одновременно достоверность иллюзии и иллюзорность реальности. Начиная с повести «Омон Ра», это станет одним из его основных художественных приёмов.

Рейтинг@Mail.ru