Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2005

Архив

Почтовый ящик

Это письмо мы получили по факсу на исходе августа. Как и просила автор его, мы ей сразу ответили, однако вопрос, в письме поднятый, принципиально важен для всех словесников. Вот почему мы воспроизводим вышеозначенное письмо в газете с комментарием, выражающим точку зрения редакции «Литературы».

СТРОИТЬ ПЛАНЫ НЕ ПО НАПОЛЕОНУ, А ПО КУТУЗОВУ

Уважаемая редакция!

Прошу вас дать форму календарно-тематического планирования по литературе, так как форма, предлагаемая отделом управления, слишком громоздка и требует от учителя много времени на его составление.

Мы должны заполнить таблицу, включающую разделы: номер урока, количество уроков по теме, тема урока, формирование этических качеств, теория литературы, сведения по истории литературы, виды деятельности на уроке, словарь, домашнее задание, дата урока.

Какое же это календарно-тематическое планирование?! Это целый поурочный план!

Традиционно при составлении календарно-тематического плана указывались номер урока, тема урока, количество уроков по теме и дата.

К чему теперь все остальные надуманные пункты плана?

И как можно заранее указать домашнее задание, скажем, 25 ноября 2005 года, например, в 11-м классе, которое объективно должно исходить из текущего урока?

Мария Николаевна ЛУКМАНОВА,
г. Гулькевичи, Краснодарский край.

Удивительно читать в наш просвещённый век такие известия с мест! Всё вроде думаем, у нас свобода и прогресс, ан вот выползает на свет наша российская кондовость. Ну может ли учитель, которого так вот со всех сторон “обложили”, ощущать себя как творческая личность?

Скажем твёрдо и определённо: мы в этом случае (впрочем, как и в абсолютном большинстве остальных) на стороне учителя. Календарно-тематическое планирование, действительно, тем и отличается от поурочного, что предлагает привязать программу крупными блоками к опять же крупным временным единицам. Достаточно разбросать темы по урокам и уроки по четвертям, запланировать проверочные и контрольные, для того чтобы прикинуть на глазок, что и как можно успеть. Любой думающий методист понимает, что нельзя заранее учесть ни возможные болезни, ни карантин, ни отмены уроков по другим причинам, ни того, что в реальности тема может потребовать больше времени, чем запланировано, или, наоборот, отыщутся резервы для экономии времени. Такой методист знает, что календарно-тематическое планирование по сути своей приблизительное и иным быть не может в принципе. Если изготовить планирование по предложенному образцу, то это будет пустая отписка и враньё. Планировать же домашние задания на много месяцев вперед — просто бессмыслица.

Требование, которое предъявлено учителям, свидетельствует, по нашему опыту, о непрофессионализме конкретного методиста (управленца) либо о его пристрастии к формальному руководству процессом: и в том и в другом случае это прискорбно. Учителю есть чем заняться помимо составления никому не нужных бумажек.

И хотя мы знаем, что наше мнение вряд ли поможет избавиться этому, чисто конкретному методисту (управленцу) от его проблемы, тем не менее — суди нас, Господи, — полезно знать, что в столице такая детализация процесса давно считается анахронизмом, что контроль должен знать свои границы и что таким методом нельзя сделать хорошего учителя. А вот в хорошем учителе посеять отвращение к своему труду, дополнительно нагрузив его бессмыслицей, можно.

Странно видеть, что в Краснодарском крае, регионе серьёзном и динамичном, с огромным коллективом опытных учителей, ещё встречается подобное начётничество. Так что, думается, что министерству образования Краснодарского края, областному методическому центру есть над чем подумать.

Читателям «Литературы», учителям-практикам. Вам, милостивые сударыни и государи, конечно же, известно, что урок складывается по законам, описанным Львом Николаевичем Толстым в «Войне и мире» применительно к сражению. Можно написать тысячи диспозиций, хороших или плохих, а битва будет развиваться стихийно, сиюминутно и часто независимо от воли отдельного участника. Лучший способ управления такого рода процессами: мудрое созерцание, как у Кутузова.

Пусть начальники от просвещения почаще читают Льва Толстого.

Это полезно.

Хотя наши призывы и тщетны.

До поры гражданских панихид.

Рейтинг@Mail.ru