Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2005

Архив

Ключ к номеру

В условиях, когда родная всем нам литература административно-холуйскими усилиями выпирается из школы, превращаясь в наилучшем случае в диктанты, мы, как экипаж любезного всем морякам и россиянам крейсера «Варяг», погибая, не сдаёмся!

В этом номере: материалы нашей ключевой рубрики «Я иду на урок» — от шекспировской «Ромео и Джульетты» в 8-м классе (кто сказал, что это рано?!) до стихотворений Николая Заболоцкого.

Нам всегда были дороги, точнее сказать, наиболее важны прикладные предложения наших читателей, словесников-практиков. Вот и теперь опытнейший педагог, наш постоянный автор Александр Михайлович Шуралёв предлагает эффективный методический приём изучения литературных памятников.

Взаимосвязь между литературой и искусством — важнейший фактор художественного развития. Это необходимо усвоить ещё на школьной скамье. Представляем замечательный историко-культурный феномен: комедию дель арте. Мудрец Виктор Шкловский как-то сказал, что важно говорить о лишнем. Ибо оно и не лишнее вовсе. Само собой, и мы обратили на это внимание.

А вот и ученики! Если бы вы видели, с какой неподдельной радостью встречается в нашей редакции каждое незаурядное сочинение школьников! “Учиться у учеников!” — это поистине один из основополагающих принципов редакционной работы, утверждённый в нашей практике главным редактором «Литературы».

А вот ещё один вариант эффективной работы словесника. Учитель литературы из украинского Чернигова, Маргарита Леонидовна Кертес делится своим опытом изучения на уроках литературы одного из не самых простых программных произведений. Особенно ценным нам представляется принцип Маргариты Леонидовны исходить не из объекта изучения, а из того, кому надлежит те или иные культурные ценности осмыслить.

Следующий блок наших материалов направлен на обеспечение наших читателей оперативной литературной информацией. Люди, далёкие от профессиональных предпочтений и принципов филологов, порой могут удивиться: зачем появляется в нашей газете весь этот литературный калейдоскоп, все эти «Стенды», «Книжные полки» и «Каталоги». Но, извините, милостивые государи и сударыни, так уж сложилось, и, простите, не вам менять то, что кажется лишним, — оно, опять вспомним Виктора Шкловского, совсем не лишнее. Когда идёт жёсткое обсуждение той продукции, которая скорее рано, чем поздно, попадает на глаза наших питомцев, почему же это плохо?! Литература в школе — личностнообразующий предмет, а сие больших усилий требует!

В частности, и тех, кои привели к созданию нашего Педагогического университета «Первое сентября».

Очередные лекции его курсов на соответствующих страницах — перед вами.

Как, впрочем, и вся ваша «Литература».

Рейтинг@Mail.ru