Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2005

Архив

Литературная карта России

Всероссийский музей А.С. Пушкина

Музей-квартира А.С. Пушкина на набережной Мойки, 12 в Санкт-Петербурге

Музей-квартира А.С. Пушкина на набережной Мойки, 12 в Санкт-Петербурге

Всероссийский музей А.С. Пушкина — один из старейших литературных музеев страны, первый и крупнейший пушкинский музей России, был создан в 1879 году по инициативе профессоров и учащихся Императорского Александровского (б. Царскосельского) Лицея. Главная цель создания Музея А.С. Пушкина состояла в том, чтобы сосредоточить в нём “все материалы, связанные с жизнью и творчеством А.С. Пушкина”.

Всероссийский музей А.С. Пушкина — центр собирания, изучения и пропаганды материалов о жизни и творчестве великого поэта. Здесь хранятся десятки тысяч произведений искусства, связанных с жизнью, творчеством и эпохой Пушкина, почти все дошедшие до нас личные вещи поэта, иллюстрации к его произведениям, изображения самого поэта, сотни портретов современников Пушкина, картины, посвящённые событиям его жизни, виды мест, связанных с биографией поэта, иллюстрации к его произведениям.

Хранятся в музее предметы прикладного искусства, мебели; богатейший книжный фонд включает в себя все прижизненные издания поэта и редчайшие издания с автографами современников Пушкина. Всероссийский музей А.С. Пушкина стал крупнейшим в стране научно-исследовательским и музейно-просветительским центром пушкинистики.

Всероссийский музей А.С. Пушкина представляет собой музейный комплекс, включающий в себя литературно-монографическую экспозицию «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество», открытую в 1999 году, к юбилею поэта, на 2-м и 3-м этажах дома на Мойке, и 5 мемориальных филиалов: музей-квартиру А.С. Пушкина, музей-Лицей, музей-дачу А.С. Пушкина, музей-квартиру Н.А. Некрасова и музей Г.Р. Державина, которые располагаются в зданиях, являющихся памятниками архитектуры XVIII–XIX веков.

* * *

Музей-квартира А.С. Пушкина на набережной Мойки, 12 — единственный в Санкт-Петербурге мемориальный музей поэта, рассказывающий о последнем периоде его жизни и творчества.

Сюда Пушкин переехал осенью 1836 года. Эта квартира была шестой по счёту за шесть лет семейной жизни Пушкина. Дом, в котором поселилась семья Пушкина, принадлежал к числу старейших домов столицы. Ещё в 1727 году здесь было построено первое каменное здание “голландского кирпича” “о восьми покоях”. Впоследствии дом неоднократно менял свой облик и владельцев. В начале XIX века это было трёхэтажное здание в стиле классицизма. В 1806 году его приобрела княгиня А.П. Волконская, семья которой владела особняком до 1917 года.

Друзья Пушкина считали своим долгом сохранить память о трагических январских днях, но только осенью 1924 года, когда квартира перешла в ведение Пушкинского кружка общества «Старый Петербург», начались работы по её реконструкции. Первым был восстановлен кабинет поэта, и уже 10 февраля 1925 года в нём состоялось памятное собрание, посвящённое годовщине гибели Пушкина. Позднее, в 1930–1950-х годах, в комнатах, окружавших кабинет, были созданы условные бытовые интерьеры. С 1965 года музей-квартира стала обретать конкретные бытовые черты, а в ходе капитального ремонта 1982–1987 годов воссоздание облика пушкинской квартиры было продолжено.

В нижнем (цокольном) этаже, где в пушкинское время находились хозяйственные, подсобные помещения, размещена теперь “вводная” экспозиция. В двух небольших залах представлены гравюры, акварели и литографии пушкинского времени, портреты друзей поэта, виды тех мест Петербурга, где в 1836–1837 годах можно было встретить Пушкина и членов его семьи. Здесь же представлены чудом сохранившиеся фрагменты драпировки, некогда украшавшей одну из комнат квартиры поэта.

В самой квартире все помещения воссозданы в соответствии с пушкинской эпохой. Переходя из комнаты в комнату, можно представить, как жила семья поэта.

Посетители музея увидят вестибюль здания, столовую, гостиную, спальню, детскую, переднюю.

Особое внимание вызывает у всех кабинет Пушкина. По свидетельству друзей, он проводил в этой комнате большую часть дня: “Утро посвящал чтению, выпискам, составлению планов или другой умственной работе. Вставая рано, тотчас принимался за дело. Не окончив утренних занятий своих, он боялся одеться, чтобы преждевременно не оставить кабинета для прогулки”.

Сегодня здесь можно увидеть вещи, которые помнят прикосновение рук поэта. На его письменном столе лежат визитная карточка, нож для разрезания бумаг; рядом — бронзовый колокольчик для вызова прислуги и перо поэта, оставшееся здесь после его смерти. Стол украшает чернильница, подаренная Пушкину его другом Павлом Нащокиным к новому 1832 году: “Посылаю тебе твоего предка с чернильницами...”, — писал Нащокин. “Очень благодарю тебя за арапа”, — отвечал поэт. Бронзовая фигурка арапчонка напоминала ему о прадеде по линии матери — Абраме Петровиче Ганнибале. В глубине кабинета возле полок с книгами представлены три трости, принадлежавшие поэту.

В кабинете хранятся курительная пенковая трубка Пушкина, его настольная масляная лампа, конторка с откидной крышкой и выдвижными ящиками, удобная для работы. Здесь находится кабинетный диван, поступивший в музей в 1937 году с устной “легендой”, что он — пушкинский.

По стенам комнаты в соответствии с планом Жуковского размещены книжные полки. При Пушкине здесь было около 4,5 тысячи томов — книги на 14 европейских и восточных языках. Энциклопедии и справочники по различным отраслям знаний, книги по истории, географии и статистике, сборники народных песен и литература по языкознанию, сочинения европейских и российских писателей... “Едва ли кто из наших литераторов успел собрать такую библиотеку как он, — отмечал один из ближайших друзей поэта Пётр Плетнёв. — Не выходило издания почему-либо любопытного, которого бы он не приобретал. Издерживая последние деньги на книги, он сравнивал себя со стекольщиком, которого ремесло заставляет покупать алмазы, хотя на их покупку и богач не всякий решится”.

Книги сопровождали поэта во всех его путешествиях. Современники вспоминали, что в 1829 году, приехав на Кавказ в действующую армию, он на биваках читал вслух «Божественную комедию» Данте. Эта поездка, участие в настоящих военных походах, встречи с друзьями-декабристами, сосланными на Кавказ, оставили глубокий след в его душе. На память об этом путешествии он привёз с Кавказа саблю в серебряных ножнах, подаренную ему командующим русской армией генерал-фельдмаршалом графом Иваном Паскевичем.

Как и при жизни Пушкина, в его кабинете висят портреты людей, близких ему по духу. Это литографированные изображения поэтов Антона Дельвига и Евгения Баратынского. Считается, что особенно дорог был ему портрет Жуковского с дарственной надписью: “Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». 1820. Марта 26. Великая пятница”.

На письменном столе лежат книги и копии рукописей поэта. Он работал над ними в последние месяцы жизни. Некоторые листы имеют помету “19 октября”. Это последняя страница беловика «Капитанской дочки», письмо к Петру Чаадаеву, а также стихотворение, посвящённое двадцатипятилетию Лицея.

Среди рукописей — черновики незавершённых работ, статьи и заметки, предназначенные для пятого тома «Современника», увидевшего свет после гибели поэта. Последнее из писем адресовано Пушкиным писательнице Александре Ишимовой. Утром 27 января, за несколько часов до дуэли, он просил её принять участие в работе его журнала, сделав перевод нескольких пьес английского писателя Барри Корнуэла.

Впоследствии Жуковский записал со слов домашних, как складывалось у Пушкина начало этого дня: “Встал весело в 8 часов — после чаю много писал — часу до 11-го <...> Ходил по комнате, необыкновенно весело пел песни. — Потом увидел в окно Данзаса, в дверях встретил радостно. — Вошли в кабинет, запер дверь, через несколько минут послал за пистолетами, по отъезде Данзаса начал одеваться...”

Вечером 27 января раненого поэта внесли в кабинет, ещё около двух суток он боролся со смертью. Жуковский вспоминал о его последних минутах: “Вдруг, как будто проснувшись, он быстро раскрыл глаза, лицо его прояснилось, и он сказал: кончена жизнь. Даль, не расслышав, отвечал: да, кончено, мы тебя поворотили. — «Жизнь кончена!» — повторил он внятно... «Тяжело дышать, давит!» — были последние его слова”. Часы показывали 2 часа 45 минут пополудни.

Значительным событием в жизни музея является проведение во дворе дома 10 февраля памятного собрания, посвящённого гибели поэта. Ежегодно ровно в 14 часов 45 минут, в память того дня, когда перестало биться сердце Пушкина, наступает минута молчания.

26 мая (6 июня по новому стилю), в день рождения Пушкина, в музее открывается и проводится фестиваль «Пушкин — Петербург», охватывая собой деятельность и других учреждений Петербурга.

Адрес музея: 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 12.

Проезд: станция метро «Невский проспект», далее любым видом транспорта до ост. «Канал Грибоедова».

Часы работы: с 10.00 до 17.00.

Выходные дни: вторник и последняя пятница месяца.

Телефоны для справок: (812)311-35-31, (812)315-95-13.

Подготовлено по материалам Интернета (www.museumpushkin.ru/russian/moika12).