Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2005

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

З.А. Гриценко. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Методика приобщения детей к чтению: Учебное пособие для вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 320 с. (Высшее профессиональное образование: Педагогические специальности) З.А. Гриценко.
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Методика приобщения
детей к чтению:

Учебное пособие для
вузов. М.: Издательский
центр «Академия», 2004.
320 с. (Высшее
профессиональное
образование:
Педагогические
специальности)

Вообще-то любому из нас известна безупречная методика приобщения детей к чтению: надо попросту посадить ребёнка рядом с собой и начать читать ему книгу. Это следует начинать делать как можно раньше и как можно чаще. Лучше всего — ежевечерне. Помимо основной цели, вы получаете удивительную возможность вспомнить свои любимые книжки, погрузиться в их мир.

Конечно, есть в этом деле и специалисты. Кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Московского городского педагогического университета Зинаида Александровна Гриценко предлагает своё пособие как комплексное: “в нём представлены как вопросы фольклора и детской литературы, так и вопросы методики приобщения детей к чтению”. Для автора особенно важно “довести до сознания взрослых идею о том, что методика приобщения детей к чтению должна быть основана на глубоком знании истории развития и современного состояния детской литературы, её специфики, на филологическом подходе к анализу текстов для детей, где первоочередным является содержание произведения и его художественное воплощение, а не воспитательные и дидактические задачи” (с. 5; выделено З.А. Гриценко).

Собственно, материалы для обеспечения этого “филологического подхода” и составляют самое ценное в книге (главы «Русское устное народное творчество», «Становление и развитие русской детской литературы», «Русская детская литература Нового времени: виды, жанры, темы», «Современная зарубежная литература в круге чтения дошкольников»). В частности, отрадно, что здесь у автора находятся обоснованные добрые слова для ряда произведений русской детской литературы советского периода и их авторов — Бориса Житкова, Валентины Осеевой, Радия Погодина. Вместе с тем здесь же есть и предостережение против поверхностного дидактизма, ложной идеализации (на примере “ленинианы” для детей).

На этом фоне несколько архаично выглядят разделы главы «История методики детского чтения», посвящённые деятельности В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Как хорошо было известно и в коммунистические времена, вклад этих фигурантов в педагогику был достаточно специфичным, жёстко-прагматическим и весьма далёким от религиозно-нравственных начал. При этом деятельность многих тружеников на ниве детского чтения попросту замалчивалась. Не много сказано о ней и в книге З.А. Гриценко.

И всё же, если учесть, что основной адресат пособия — студентки и студенты педагогических вузов, то есть люди, ни большого читательского опыта, ни своих детей ещё, как правило, не имеющие, оно станет нелишним пропедевтическим материалом в их будущей работе и в личной жизни.

С.Д.