Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2005

Я иду на урок

Я иду на урокВодопад Кивач на реке Суна в Карелии.

Светлана ЯСИНСКАЯ


Светлана Георгиевна ЯСИНСКАЯ (1966) — учитель литературы. Живёт в г. Череповец Вологодской области.

Обучение композиционному анализу текста на уроках литературы в 10-м классе

“Композиция — это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности”1. Композиция делает целое из отдельных частей, самим расположением и соотношением художественных образов выражает художественный смысл. Важную роль играет анализ названия, эпиграфа, первого и последнего предложений.

Композиция строится с помощью нескольких композиционных приёмов.

Повтор — перекличка между началом и концом текста, или повторяющаяся деталь как лейтмотив произведения, или рифма.

Усиление — подбор однородных образов или деталей.

Противопоставление — антитеза образов.

Монтаж — два соседних образа рождают новый смысл.

Композиция организует всю художественную форму произведения.

В лингвистике изучается языковая композиция, то есть сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов.

Композиционный анализ наиболее продуктивен в работе над литературным произведением.

Я предлагаю конспекты двух уроков в 10-м классе, на которых дети учились композиционному анализу поэтического и прозаического текстов.

Человек и мир в стихотворении В.Шаламова “Водопад”

Цели

1. Познавательная:

  • знать композиционные приёмы и их роль в поэтическом тексте, композицию как сопоставление и противопоставление словесных рядов, роль повторов в стихотворении, схему композиционного анализа поэтического текста;
  • уметь находить композиционные приёмы и определять их функции в стихотворении, строить словесные тематические ряды, определять роль повторов в тексте, интерпретировать поэтический текст, используя композиционный анализ.

2. Развивающая:

  • развитие умения мыслить;
  • обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи.

Оборудование

1. Раздаточный материал. Ксерокопии текста стихотворения В.Шаламова “Водопад”, “Схемы композиционного анализа поэтического текста”.

2. Наглядный материал. Фотография поэта, таблицы: “Схема композиционного анализа поэтического текста”, “Композиция”, “Композиционные приёмы (принципы)”, “Ключевые слова”, “Набор ключевых слов”.

Подготовка к уроку

1. Домашнее задание для класса. Чтение стихотворений Шаламова, подготовить “Водопад” к анализу: определить ритмический рисунок стихотворения (метр, размер, рифма, строфа).

2. Индивидуальные задания

  • Выразительное чтение наизусть стихотворения “Водопад”.
  • Сообщение о жизни Шаламова.
  • По толковому словарю определить значение слов: водопад, клок, скалить, потеха, моленья, тоска, лампада, пена.

Ход урока

1. Звучит фрагмент “Реквиема” Моцарта.

2. Ученик читает наизусть стихотворение “Водопад”.

3. Слово учителя. Стихотворение Варлама Шаламова “Водопад” создано в концлагере на Колыме. Оно входит в цикл “Высокие широты” и опубликовано в книге “Колымские тетради”.

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Шаламова: “Поэт — инструмент, с помощью которого высказывается природа. Переводчик с языка природы на человеческий язык”.

4. Сообщение ученика о жизни В.Т. Шаламова.

5. Проверка домашнего задания. Проанализируем роль ритмических показателей текста. Метр ямб, размер разностопный, рифмовка в строфе перекрёстная, рифма в стихе — точная, богатая, открытая, чередуются мужские и женские окончания, конечная. Три строфы, в каждой по четыре стиха.

Ритмический рисунок стихотворения определяется разностопным ямбом. Чередование мужских и женских окончаний даёт сочетание мягкого и твёрдого ритменного начала. Жёсткий финал каждой строфы создаётся мужским окончанием. Чередуются длинные и короткие строки. В первой и последней строфах в конце создаётся ощущение твёрдости за счёт короткого стиха.

6. Фронтальная беседа.

Определение микротемы каждой строфы. Первая строфа — водопад, вторая строфа — пена, третья строфа — водопад. В чём особенность композиции? Она симметричная: первая и третья строфы посвящены водопаду. Найдите ключевые слова текста (водопад и пена).

(Ученик объясняет лексическое значение этих слов.

Водопад — стремительно падающий с высоты поток воды. Пена — 1. Пузырчатая масса, образующаяся на поверхности некоторых жидкостей. 2. Пузырчатая загустевшая слюна, выступающая на губах, при некоторых болезненных припадках, гневе. Сгустившийся белыми хлопьями пот, выступающий на теле лошади.)

— Почему подлежащее “водопад” поставлено на последнее место в предложении?

(Это инверсия. Необычное синтаксическое построение увеличивает силу воздействия на читателя.)

7. Работа в парах

— Постройте словесные тематические ряды к словам “водопад” и “пена”.

(Водопад — бурлит, бросает, скалит зубы, потеха, смех.

Пена — пены клочья, замороженная, выносится, объятья ледяного плена, стынущая волна.)

8. Фронтальная работа

— Какие чувства вызывает у вас первый словесный ряд? С образом водопада связаны ощущения агрессии, насилия, насмешки.

(Ученик объясняет лексические значения слов.

Скалить — 1. Раздвигая губы, обнажать, показывать зубы (волк скалит зубы). 2. Смеяться, хохотать (неодобрит.).

Потеха — забава, развлечение.

Возникает ассоциация с диким животным, с чем-то нечеловеческим.)

— Какие мысли вызывает лексика второго словесного ряда?

(Подбор лексики приводит к мысли об умирании, смерти, причём насильственной.

Ученик объясняет значение слова.

Клок — обрывок, лоскут, оторвавшийся кусок чего-нибудь — рваный, изорванный.)

— Почему употребляется глагол “выносится”?

(Не сама, а кем-то другим.)

9. Работа в группах

— Найдите средства художественной изобразительности и определите их роль в тексте. Группа А каждого ряда — в 1-й строфе. Группа В каждого ряда — во 2-й строфе.

Первая строфа. Олицетворение: водопад бурлит, бросает, скалит зубы. Эпитеты: хрустальные, ледяные лампады, зажжённые. Метафора: водопад — символ дикого, злобного, лампада.

Вторая строфа. Эпитет: замороженная пена, ледяного плена, стынущей волны. Олицетворение: объятья плена (метафорическое).

Эпитеты вызывают ощущение холода, смерти. Метафоры и олицетворения ассоциируются с агрессией, злобой.

10. Фронтальная работа

(Ученик объясняет значение слова.

Лампада — небольшой сосуд с фитилём, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами.)

— Зачем поэт зарифмовал “лампад” и “водопад”?

(Вероятно, для Шаламова в этом холодном мире нет места справедливому Богу, может быть, Бог жесток. С этой же целью поэт использует метафорический эпитет “ледяные лампады”.

Композиция — это сопоставление и противопоставление словесных рядов.)

— В чём особенность композиции стихотворения? Каков приём композиции?

(Композиция построена на противопоставлении двух словесных рядов: “водопада” и “пены”. В этом замороженном мире живёт только водопад, всё живое умирает.)

— Как на лексическом уровне автор доказывает эту мысль?

(Использует глаголы “бурлит”, “бросает”, олицетворение “скалит зубы”.)

— Но водопад — это ледяная жизнь, жестокая, бессердечная. В какой строфе об этом говорится?

(Третья строфа.)

— Какой ещё композиционный приём вы обнаружили?

(Повтор.)

— Найдите в тексте тематический повтор; какова его роль?

(Первая и третья строфы построены на повторе, в них говорится о водопаде. Но в первой строфе водопад — часть природы, а в третьей строфе водопад — символ мира, в котором живёт человек. Слово “водопад” упоминается один раз, а в третьей строфе его заменяет местоимение “он” — “ему”.)

— Какой приём лежит в основе третьей строфы?

(Антитеза: моленья, тоска — смех, жизнь — потеха.

Ученик объясняет лексическое значение слов.

Моленья — 1. Молить; 2. Мольба, страстная просьба.

Тоска — 1. Душевная тревога, соединённая с грустью; 2. Скука.)

— С какой целью используется приём контраста?

(Жизнь человека в этом мире — “моленья” и “тоска”. А для мира такая человеческая жизнь — “потеха”, “повод для смеха”.)

— Почему стихотворение названо “Водопад”?

(Это метафора. Водопад — мир, в котором живёт человек. Название произведения становится символом холодной и жестокой реальности.)

11. Слово учителя

При анализе ритма мы отметили, что мужские окончания и короткие строки создают ощущение жестокости и твёрдости. К этой же мысли мы пришли и через композиционный анализ стихотворения. Это произведение очень многозначно.

12. Фронтальная работа

Воспользуемся приёмом Е.Эткинда. Поднимаясь “вверх по лестнице смыслов”, мы обнаруживаем всё новые и новые смыслы.

— Каков внешний сюжет?

(Водопад.)

— Как раскрывается проблема природы и человека?

(Природа относится к человеку враждебно.)

— Как раскрывается проблема мира и человека?

(Мир холоден и жесток.)

— Каково душевное состояние человека?

(Отчаяние, тоска, одиночество.)

Итак, анализ композиции вывел нас к главному — идее, авторской позиции. С точки зрения В.Шаламова, человек — игрушка в нашем мире, от него ничего не зависит, он слаб и беспомощен. А теперь объясните смысл эпиграфа к уроку.

13. Звучит фрагмент “Реквиема” Моцарта.

14. Закончите фразы:

— Я сейчас чувствую...

— Я думаю о...

— Я умею...

— Я не умею...

15. Домашнее задание на выбор.

  • Письменный композиционный анализ текста стихотворения.
  • Эссе “Водопад и пена: образ нашей жизни?”

Мужчина и его любовь в рассказе А.Чехова “Дама с собачкой”Набережная в Ялте.

Цели

1. Познавательная:

  • знать композиционные приёмы и их роль в художественном произведении, сильные позиции текста, схему композиционного анализа прозаического текста;
  • уметь находить композиционные приёмы и определять их функцию в произведении, анализировать сильные позиции текста, интерпретировать художественный текст, используя композиционный анализ.

2. Развивающая:

  • развитие умения мыслить;
  • усложнение смысловой функции речи, обогащение и усложнение словарного запаса.

Оборудование

1. Наглядный материал. Фотография писателя, таблицы: “Схема композиционного анализа прозаического текста”, “Композиция”, “Композиционные приёмы (принципы)”.

2. Раздаточный материал. Ксерокопии “Схемы композиционного анализа прозаического текста”.

Подготовка к уроку

1. Домашнее задание для всего класса. Чтение рассказа “Дама с собачкой”, составить план рассказа.

2. Индивидуальные задания: ученики готовят выразительное чтение фрагментов 1-й и 3-й глав; сравнение “Каменного Гостя” Пушкина с рассказом Чехова (Дон Гуан и Дмитрий Гуров).

Ход урока

1. Русский историк В.Ключевский сказал о Чехове: “Художник серых людей и серых будней. Строй жизни, сотканный из этих нелепостей, не рвётся”. Вы согласны с этим высказыванием? Почему?

2. “Дама с собачкой” — это рассказ о курортном романе или о настоящей любви? Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, используя композиционный анализ текста.

3. Опрос

— Что такое композиция? Назовите композиционные приёмы. Что такое повтор? Что такое усиление? Какова роль противопоставления? Какова роль монтажа?

4. Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение планов рассказа.

1-я глава. Встреча Дмитрия Гурова и Анны Сергеевны в Ялте.

2-я глава. Любовь (?) и расставание.

3-я глава. Встреча героев в городе С.

4-я глава. Любовь и “самое сложное и трудное только ещё начинается”. О чём идёт речь в каждой главе? Краткий пересказ сюжета.

5. Формирование умения композиционного анализа текста.

— Чем интересна композиция рассказа? Тематические повторы: в 1-й и 3-й главах; во 2-й и 4-й главах повторяются события. Сопоставим эти главы. Что же в них изменяется?

Глава 1. Ученик выразительно читает фрагмент со слов “И вот однажды, под вечер, он обедал в саду...” до слов “Она засмеялась”. Зачем Гуров знакомится с женщиной? Какой образ жизни ведёт герой?

Индивидуальное сообщение “Дон Гуан Пушкина и Дмитрий Гуров Чехова”.

Глава 3. Ученик выразительно читает фрагмент “Но прошло больше месяца...” Что случилось с героем?

Лингвистический анализ эпизода со слов “Приехал он в С. утром...”

— Зачем автору три раза нужен эпитет “серый”? Почему у всадника отбита голова? Почему швейцар неправильно выговаривает фамилию Дидерица?

Ученик выразительно читает фрагмент со слов “В первом антракте муж ушёл курить...” Что изменилось к 3-й главе?

Итак, с Гуровым в городе С. происходит подлинное перерождение... Возникновение подлинной, внутренней близости двух личностей всё преображает. В Ялте, как мы помним, пока Анна Сергеевна плакала, Гуров ел арбуз, демонстрируя свое неуязвимое безразличие к страданию другого. В Москве же, в “Славянском базаре”, он в аналогичной ситуации заказывает себе чай. Тематически адекватный жест приобретает прямо противоположный смысл. Чаепитие — действие сугубо домашнее, повседневно-бытовое, покойное. Подлинной близостью две личности создают вокруг себя атмосферу домашней интимности (на героине, например, “его любимое серое платье”)2.

Чтение финала рассказа. Почему “...самое сложное и трудное только ещё начинается”? Прочитайте первое и последнее предложения. Сопоставьте их. Какова роль каждого?

— Почему рассказ называется “Дама с собачкой” (ведь речь идёт о любви Гурова)?

“История, рассказанная в “Даме с собачкой”, — это не просто история тайной любви и супружеской неверности. Главное событие рассказа — перемена, которая под влиянием этой любви происходит. На протяжении всего рассказа господствует точка зрения Гурова, его глазами смотрит читатель, в нём, прежде всего, происходит перемена”3.

Дама с собачкой стала символом того душевного перелома, который произошёл с Гуровым. Внутреннее перерождение, возрождение человека под влиянием любви к женщине.

— Мы пришли к идее чеховского рассказа с помощью композиционного анализа. Какие приёмы композиции использовал автор и зачем?

(Повтор и противопоставление.)

— Это рассказ о курортном романе или о настоящей любви?

6. Напишите миниатюру “Серые люди и серые будни в “Даме с собачкой””.

7. Домашнее задание

1. Для всего класса. Чтение рассказа “Ионыч”. Составить план, найти композиционные приёмы.

2. Индивидуальные задания. В чём смысл названия рассказа “Ионыч”? Анализ первого и последнего предложений в каждой главе. Сравнительная характеристика Гурова и Старцева.

Примечания

1 Горшков А. Русская стилистика. М., 2001. С. 160.

2 Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М., 1989. С. 101.

3 Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989. С. 44–45.

Приложение

Варлам Шаламов
“Водопад”

В свету зажжённых лунной ночью
Хрустальных ледяных лампад
Бурлит, бросает пены клочья
И скалит зубы водопад.
И замороженная пена
Выносится на валуны,
В объятья ледяного плена
На гребне стынущей волны.
Вся наша жизнь — ему потеха.
Моленья наши и тоска
Ему лишь поводом для смеха
Бывали целые века.

Схема композиционного анализа поэтического текста

1. Ритмический рисунок стихотворения: метр, размер, рифмовка в строфе, рифма в стихе, строфы.

2. Композиция текста. На какие части делится? Определить микротему каждой части. Найти ключевые слова и их тематические словесные ряды. Обнаружить сопоставление и противопоставление словесных рядов. Найти в тексте повторы на разных уровнях. Какова роль повторов? Какие приёмы лежат в основе композиции? Какова роль этих приёмов?

3. Образы и изобразительные средства их создания (тропы и фигуры).

4. Сильные позиции: название, эпиграф, первое и последнее предложения.

5. Тема и идея стихотворения. “Вверх по лестнице смыслов”.

6. Роль ритма, размера, рифмы, строфы в содержании текста.

“Вверх по лестнице смыслов”

1. Внешний сюжет.

2. Природа и человек.

3. Мир и человек.

4. Человек.

Ключевые слова

Слова с повышенной частотностью у данного автора или в данном тексте, несущие существенную информацию.

Композиция

Сопоставление или противопоставление словесных рядов (с точки зрения лингвистики). Состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности (с точки зрения литературоведения).

Композиционные приёмы

1. Повтор.

2. Усиление.

3. Противопоставление.

4. Монтаж.

Схема композиционного анализа прозаического текста

1. Составить план текста (микротемы).

2. Какие приёмы лежат в основе композиции? (Повтор, усиление, противопоставление, монтаж.) Какова роль этих приёмов?

3. Анализ сильных позиций текста (название, эпиграф, первое и последнее предложения).

4. Тема и идея произведения.