Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2005

Архив

Школа в школе

Творческие работы по литературе как составная часть образования в гимназии

г. Мурманск

Вся система филологического образования в гимназии ставит цель развивать у учащихся стремление занимать не просто активную, но инициативную позицию в учебном процессе, осваивать новый опыт. Именно поэтому в гимназии были введены творческие работы по различным предметам, в том числе и по литературе.

Первоначальная задача была скромной: приобщить учащихся к лучшим образцам мировой литературы, расширить культурное поле гимназистов. Ценность книги в современном социуме падает, и большинство школьников читает классику только в принудительном порядке и только по программе, а чаще всего в “кратком изложении”. Мы поставили цель воспитать внимательного, вдумчивого читателя, с развитым художественным вкусом, способного оценить достоинства литературного произведения и увидеть его недостатки.

Гимназические творческие работы по литературе проводятся с 1997 года. За восемь лет претерпели изменения и список литературы, и типы заданий, и формы проведения работ. Гимназические работы позволяют проверить, кроме знания текста произведения, сформированность умений и навыков литературного анализа. Поэтому уровень заданий дифференцирован.

Для 5–6-х классов это умение ставить вопросы по тексту произведения, умение отвечать на вопросы, проверяющие знание содержания, понимание идеи книги.

Для 7-го класса — умение дать характеристику литературного героя.

Работа включает в себя обязательное творческое задание:

5-й класс — письмо от лица литературного героя или письмо литературному герою;

6-й класс — отзыв на книгу;

7-й класс — сочинение, демонстрирующее понимание законов жанра;

8–9-е классы — классическое сочинение по различным жанрам и ответ на проблемный вопрос;

10-й класс — классическое сочинение по различным жанрам, ответ на проблемный вопрос, сравнительная характеристика героев, роль эпизодов, рецензия, эссе;

11-й класс — анализ идейно-художественного своеобразия произведения малой формы (повесть, рассказ) произведений современной литературы.

Пользуются большим успехом у гимназистов игровые формы проведения гимназических работ. Такая форма позволяет реализовать следующие цели:

  • повысить интерес к урокам литературы;
  • научить новым видам и приёмам анализа художественного произведения;
  • совершенствовать читательскую деятельность учащегося, благодаря включению их жизненного опыта, способностей, склонностей;
  • развивать зрительскую культуру и эстетический вкус учащихся.

Кроме того, такая форма работы позволяет снять напряжение, которое неизбежно на контрольных работах; проверить знание текста и подготовку каждого ученика, так как каждый ученик в группе несёт ответственность за свой круг вопросов, за свою роль.

Составной частью гуманитарного образования в гимназии является тестирование по литературе, которое ежегодно проводится в конце сентября. В список для гимназического тестирования включены наиболее значимые программные произведения, а также литература, рекомендованная для самостоятельного прочтения. Тестирование занимает по времени один урок и проводится для учащихся с 5-го по 11-й класс. Проверяются читательские навыки гимназистов: знание эпохи, исторической обстановки произведения, видение сюжетной линии и важных художественных деталей.

В гимназии проводится ежегодный мониторинг заинтересованности гимназистов в чтении, в творческих заданиях. Результатом являются выпуски творческих альманахов учащихся, которые включают в себя лучшие творческие гимназические работы.

В качестве примера проведения гимназической работы в форме литературного турнира представляем материал учителя русского языка и литературы Елены Ивановны Васьковой.

Валентина ДРЕПИНА,
заместитель директора по УВР гимназии № 1 г. Мурманска.
Рейтинг@Mail.ru