Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №13/2005

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Лазарь Лазарев. ЗАПИСКИ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА: Книга воспоминаний. М.: Время, 2005. 544 с. Лазарь Лазарев.
ЗАПИСКИ
ПОЖИЛОГО
ЧЕЛОВЕКА:
Книга воспоминаний.

М.: Время, 2005. 544 с.

Два раздела этой книги очерчивают две ипостаси недюжинного дарования её автора, хорошо знакомого читателям «Литературы». Наша газета печатала и очень колоритные литературные портреты, написанные Лазарем Лазаревым, и его чрезвычайно занимательные воспоминания о своей жизни: о юности, которая прервалась после тяжёлого ранения, полученного на фронте Великой Отечественной, и о времени, заново восстановленном памятью мемуариста с того рокового августа 1943-го, когда, отлежав в госпитале и выйдя из него инвалидом, он окончил филологический факультет МГУ, занялся журналистикой и писательством.

Нужно отметить, что той и другой специальностью Л.Лазарев овладел весьма отменно. О его журналистском мастерстве свидетельствует, в частности, «Литературная газета» конца пятидесятых — начала шестидесятых прошлого века, её не проигрывающий в глазах тогдашней интеллигенции «Новому миру» Твардовского отдел литературы, которым заведовал Л.Лазарев. Свидетельствует и журнал «Вопросы литературы», ибо в том, что он вот уже в течение полувека бесспорный лидер среди литературоведческих изданий, — веская заслуга его сперва заместителя главного, и вот уже полтора десятилетия главного редактора Лазаря Лазарева! Что же до писательства, то литературный дар Л.Лазарева подтверждён неоднократно его книгами и отзывами на них таких выдающихся литераторов, как Виктор Некрасов, Константин Симонов, Алесь Адамович. Подтверждает этот дар и книга «Записки пожилого человека».

Напомню читателю, что лет тридцать-сорок назад Л.Лазарев в соавторстве с Б.Сарновым и Ст. Рассадиным выпустил книгу пародий «Липовые аллеи», сразу же ставшей классической в этом литературном жанре. Любопытно, что сейчас все три автора практически одновременно издали книги своих мемуаров. Разумеется, что каждый по-своему воссоздаёт эпоху, по-своему описывает её героев и собственных друзей. Но немудрено и то, что все трое нередко вспоминают одних и тех же людей: общих друзей у них было немало.

Поэтому, читая в книге Л.Лазарева о Б.Слуцком, А.Аграновском, В.Гроссмане, Б.Балтере, Б.Окуджаве, невольно сопоставляешь портреты этих литераторов с теми, которые написаны Ст. Рассадиным или Б.Сарновым. Сопоставляя, убеждаешься, насколько плодотворными для истории литературы оказались книги бывших соавторов, которые не повторяют друг друга, но расширяют наши представления о том или ином известном или знаменитом литераторе.

Не повторяют, потому что каждый пишет своим узнаваемым стилем. Манера Л.Лазарева, в частности, менее эмоциональна, чем у его товарищей, что нисколько не делает его книгу менее привлекательной и даже захватывающей, чем у других. Ибо подробности времени и штрихи характеров людей запечатлены Л.Лазаревым безукоризненно достоверно, а его авторский темперамент придаёт им особый неповторимый колорит.

Разумеется, мы найдём в книге «Записки пожилого человека» и портреты тех людей, которых нет в книгах бывших соавторов Л.Лазарева, — К.Симонова, Д.Ортенберга, А.Тарковского. Автор книги и о них написал нетрадиционно, дал почувствовать читателю индивидуальность своих героев. И всё же самым ценным в книге Л.Лазарева представляется мне остановленное в неповторимых мгновениях время. Оно давало о себе знать в литературных портретах, написанных автором, и оказалось главным героем другого раздела книги — «Это было при нас».

Хотите получить неискажённое представление о большом периоде истории, начиная с Великой Отечественной (даже раньше) и заканчивая нашими днями, — читайте книгу его летописца Лазаря Лазарева!

Геннадий КРАСУХИН
Рейтинг@Mail.ru