Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №12/2005

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

И.И. Аркин. УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В 11-М КЛАССЕ: Практическая методика: В 2 кн. М.: Просвещение, 2004. 285 с., 272 с. И.И. Аркин. УРОКИ
ЛИТЕРАТУРЫ
В 11-М КЛАССЕ:
Практическая методика:
В 2 кн.
М.: Просвещение,
2004. 285 с., 272 с.

Что делать школьному словеснику, чтобы поддержать огонь увлечённых искусством и вернуть заблудившихся тинейджеров в счастливую страну художественного слова? На этот вопрос дерзнул ответить известный методист Илья Иосифович Аркин, чьи рекомендации на протяжении многих лет печатал журнал «Литература в школе». Затем его методические материалы были изданы отдельными книгами для каждой из параллелей 5–10-х классов. А недавно издательство «Просвещение» выпустило двухтомник Аркина «Уроки литературы в 11-м классе». Впервые перед словесником предстаёт в целостной системе живой опыт преподавания литературы, пронизанный единой “сверхзадачей”, которая сегодня может показаться едва ли не утопической, — воспитание талантливого читателя. Мы не встретим здесь уроков-лекций: автор убеждён, что литература — предмет диалогический, обращённый к двум адресатам: к литературе (“разговор с произведением”, если вспомнить формулу М.М. Бахтина) и к читателю-ученику.

Благодаря диалогическому построению уроков Аркину удалось избежать академической сухости изложения. Учебный материал здесь и не излагается (для этого существуют учебники). Всё построено на рассуждениях, на поисковом, индуктивном методе, на непрерывном продвижении старшеклассника к мыслительной деятельности, а главное — к чтению и к желанию читать и перечитывать, к получению удовольствия от чтения, от занятия добротной литературой. Ученик свободен в самовыражении, в диспуте и даже в выборе и придумывании своего домашнего задания. Его голос на уроке звучит чаще учительского. Развитию мышления способствуют вопросы, задаваемые учителем в ходе анализа произведения на уроке или по окончании главы, раздела.

Современная литература на уроках Аркина сопрягается, перекликается с классической литературой XIX века; идеи, герои, литературные приёмы сопоставляются, объясняются преемственностью или новым временем, жанром, индивидуальностью творца, его целями, убеждениями, стилем и т.п. Сопоставления, связи, ассоциации, широко представленные в пособии, — искони трудная сфера сознания учащихся. Не “компетенции” (любимое словечко составителей “стандарта”), а развитие самостоятельного мышления и добрых чувств, интереса к изучению литературы — вот решаемая автором задача.

И.И. Аркин стремится восстановить историческую справедливость, вернув в “школьную” литературу давно и недавно вычеркнутые или незаслуженно компрометируемые знаковые имена. Это очень современный, но отнюдь не нигилистический взгляд на литературу XX века, в том числе литературу советского времени.

Много внимания уделено художественной форме произведения, слову писателя и слову ребёнка, его письменному потреблению и устному звучанию, выразительному чтению учителя, от которого часто зависит и понимание смысла, и ответная эмоциональная реакция, и декламация ученика, и, наконец, отношение к литературе в целом, в частности — к поэзии, чудо которой постигается не сразу и не всеми.

Может показаться, что в книге избыточный материал, но, по-моему, это неплохо: если даже “усталый и замученный” учитель не осилит всё, то, по крайней мере, остановит внимание (и не раз) на увлекательных и важных для него главах. Книга поможет молодому словеснику, для которого XX век — порой далёкая история. Но и мне, учителю с немалым опытом, интересно читать эти страницы. Беседовать о своём предмете с умным и знающим человеком всегда полезно, даже если твоё мнение иногда расходится с его взглядами.

Григорий ЯКОВЛЕВ