Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №12/2005

Архив

Учимся у учеников

Михаил Горский


Михаил Горский — ученик 10-го класса московской школы № 57 (учитель литературы — Надежда Ароновна Шапиро).

Мотив глухоты в комедии «Горе от ума»

Тема глухоты и взаимного непонимания, от бытовой глухоты через откровенно фарсовую к поистине трагической, пронизывает всю пьесу «Горе от ума».

Действие начинается со сцены, в которой Лиза зовёт Софью и Молчалина и не может дозваться. Её “и слышат, не хотят понять”. Эти слова перекликаются с финальным монологом Чацкого “И слушаю, не понимаю”. Таким образом, завязка и развязка пьесы объединены мотивом глухоты даже по тексту.

Начиная с реплики Лизы “Вы глухи? — Алексей Степаныч!”, на протяжении всей пьесы звучат слова: слышат, не слушают, не слышат, затыкаю уши, “глухота большой порок”. Многие герои страдают “глухотой”, но “глухота” эта разной природы, она объясняется разными психологическими причинами. Здесь каждый слышит то, что хочет услышать, герои, придерживающиеся разных взглядов, не понимают друг друга.

Душевной глухотой отличается Скалозуб. Он глух ко всему, что не касается “фрунта и рядов”. Наталья Дмитриевна слышит из речей Платона Михайловича только то, что хочет услышать. Глуха и слепа Софья, которая не хочет слышать о недостатках своего избранника. “Напрасно: это всё относится к другим”, — восклицает она в ответ на реплики Чацкого о Молчалине. Фактически этот смысл имеет каждая её фраза, опровергающая насмешки над Алексеем Степановичем. И лишь в конце наступает ужасное прозрение: “Наслушалась я много, ужасный человек! Себя я, стен стыжусь”.

Фамусов, так же как и Софья, глух ко всему, что происходит в его доме. Даже в конце пьесы, хотя он и говорит: “...Глупость на меня и слепота напала”, Павел Афанасьевич не понимает истинного положения вещей. Глухота Фамусова по отношению к Чацкому иного свойства. Прежде всего она происходит от страха за себя, за своё безмятежно-праздное существование, от страха перед мнением света, от невозможности понять и принять образ мыслей Александра Андреевича. Начиная со второго действия, Фамусов перестаёт слышать Чацкого. После монолога “И точно, начал свет глупеть” страх Фамусова перед другим образом мыслей уже так велик, что он перестаёт понимать, о чём говорит Чацкий, его реплики не отвечают репликам собеседника, их диалог начинает напоминать разговор двух глухих. Фамусов уже слышит только себя, а затем и вовсе затыкает уши. “Добро заткнул я уши”, — восклицает он, а далее: “Не слушаю, под суд!”

Страх перед новизной речей, свободомыслием Чацкого заставляет и всё фамусовское общество легко поверить в сумасшествие Чацкого и не слышать смысла его речей. В какие-то моменты его перестают слушать совершенно демонстративно, например, когда он произносит монолог про “французика из Бордо”. Характерно, что такую же реакцию вызвала речь Чацкого и перед другими представителями московского дворянства. “Я… готовил им ответ громовый; но все оставили меня”, — вспоминает он.

Это непонимание носит агрессивный характер, недаром на все свои реплики Чацкий слышит от Фамусова, Софьи и их гостей всё более резкие ответы, а затем и оскорбления. Глухота фамусовского общества по отношению к мыслям, высказываемым Чацким, непонимание старым нового — главная мысль комедии, конфликт московского дворянства и прогрессивно мыслящих людей — главное идеологическое противостояние «Горя от ума».

Глухота Чацкого — одна из причин его трагедии. Он, ослеплённый любовью к Софье, не слышит и не хочет слышать о её чувствах к Молчалину. В ответ на слова Софьи: “Вот я за что его люблю” — он упорно повторяет: “Шалит, она его не любит”, “Она его не уважает”, “Она не ставит в грош его”.

Чацкий не может найти общего языка ни с одним из персонажей пьесы. Диаметрально противоположный образ мыслей ведёт к полной глухоте героев по отношению друг к другу. Чацкий и Софья, Чацкий и Молчалин, Чацкий и Фамусов не слышат друг друга, говорят на разных языках.

Чацкий пылок, горяч, честен, открыт, ему чужды ложь, лицемерие, интрига, именно поэтому он единственный не слышит сплетню о своём сумасшествии, передаваемую всеми гостями. Он последним узнаёт эту новость: “Что это? Слышал ли моими я ушами?.. Нелепость обо мне все в голос повторяют!” Полное осознание сложившейся ситуации приходит к нему лишь в финале пьесы: “Не образумлюсь… виноват, и слушаю, не понимаю…”

Грибоедов не случайно вводит в комедию гротескные, фарсовые образы физически глухих князя Тугоуховского и графини-бабушки, тем самым дополняя и усугубляя картину всеобщей глухоты в пьесе. Фарсова также фигура Репетилова, рассказывающего среди этой всеобщей глухоты: “Шумим, братец, шумим”; ясно, что этого “шума” никто не слышит.

Итак, в комедии «Горе от ума» мы встречаем разные виды глухоты: от бытовой, фарсовой, через глухоту от нежелания слышать то, чего не хочется, к идеологической глухоте представителей разных мировоззрений по отношению друг к другу. Вся пьеса построена на взаимном непонимании, “неслышании”, пропитана ими от начала до конца. Мотив глухоты помогает Грибоедову ярче обрисовать основной конфликт комедии.