Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №11/2005

Я иду на урок

Я иду на урок

Светлана ЯСИНСКАЯ


Светлана Георгиевна ЯСИНСКАЯ (1966) — учитель литературы. Живёт в г. Череповец Вологодской области.

Стихотворение Пушкина «Ворон к ворону летит...»

Способ медленного чтения поэтического текста на уроке литературы

Цель. Научить методике медленного чтения поэтического текста.

Задачи

  • Дать понятие о способе медленного чтения, о фольклорной и христианской символике в тексте Пушкина.
  • Формировать умения работать с толковым словарём, находить несуразицы при буквальном прочтении стихотворения и объяснять их, толковать смысл текста, развивать творческие способности в соответствии с интересами.
  • Воспитание взаимопомощи и коллективизма.

Форма проведения урока. Групповой способ обучения, деловая игра.

Технологии. Работа с текстом по технологии Граник, использование элементов драмогерменевтики (социоигровые приёмы) Букатова–Ершовой.

Наглядность. Портрет Пушкина, распечатка стихотворений на каждого ученика, визитки (художник, рассказчик, математик, филолог, лингвист), альбомные листы, фломастеры, опорная схема «Модель работы с текстом», лист со словами, толковый словарь.

Домашнее задание к уроку. Индивидуально — три лингвиста выписывают из толковых словарей значения слов ворон, проведать, ракита, богатырь, сокол, кобылка, вороная, ива, роща, дуб. Бригада оформителей готовит наглядные пособия.

Класс делится на группы, каждый выбирает себе роль (математик, рассказчик, художник, филолог).

Оформление доски

Модель пространства в восточнославянском фольклоре и христианстве

В оформлении использована работа художницы из Якутска Ольги Скориковой «Древо жизни» (1997), взятая с сайта www.art.ykt.ru/Skorikova.

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности

Много лет назад произошло страшное преступление — был убит богатырь. Сохранилась только одна улика — стихотворение. Сегодня мы проведём следствие по делу об убийстве богатыря. Наша задача — ответить на три вопроса: кто убийца? кто соучастники? кто свидетели?

2. Инструктаж

Мы сформировали шесть следственных групп. В каждой группе есть математик, филолог, художник, рассказчик.

3. Сообщение темы и цели

Чтобы раскрыть преступление, мы должны познакомиться с уликой — стихотворением, проанализировать текст и растолковать его смысл. Мы используем способ медленного чтения, пойдём пешком.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Михаила Гершензона: “Всякую содержательную книгу надо читать медленно, особенно медленно надо читать поэтов, и всего медленнее надо из русских писателей читать Пушкина, потому что его короткие строки наиболее содержательны из всего, что написано по-русски. Эту содержательность их может разглядеть только досужий пешеход, который движется медленно и внимательно смотрит кругом. Его глубокие мысли облицованы такой обманчивой ясностью, его очаровательные детали так уравнены, меткость так естественна и непринуждённа, что при беглом чтении их и не заметишь. Но пойдите пешком по Пушкину — какие чудесные цветы у дороги!”

4. Формирование умения работать с текстом

На доске схема «Модель работы с текстом». Текст стихотворения не выдан.

— Потренируем вашу интуицию, умение прогнозировать.

  • Автор стихотворения Пушкин. Что вы о нём знаете?
  • Названия стихотворения не сохранилось, а первая строчка — “Ворон к ворону летит...” Ваш прогноз: о чём это стихотворение?

Каждый ученик получает текст; учитель читает стихотворение.

Словарная работа

— Что непонятно?

Индивидуальные сообщения лингвистов.

— Наши лингвисты работали с толковыми словарями и находили значения всех известных слов. Лист на доске с толкованиями слов — см. домашнее задание.

Групповая работа

Разминка (серия приёмов-блужданий).

А теперь следственные группы получают задания.

Математики должны найти слово, которое в тексте встречается наиболее часто, несколько раз. Записать в тетрадь. (Ворон — семь раз.)

Филологи — перечислить всех упомянутых в тексте персонажей, сколько их? Записать в тетрадь. (Ворон № 1, ворон № 2, богатырь, сокол, кобылка, хозяйка, недруг — семь героев.)

Художники — нарисовать схему стихотворения, расположить на ней героев.

Рассказчики готовят краткий пересказ стихотворения (в прозе).

Результаты работы следственных групп

Сообщения математиков, филологов.

— Почему у Пушкина именно семь персонажей?

Справка консультантов. С точки зрения христианской культуры семёрка — символ святости, здоровья, разума, символ тайны, изучения и знания.

Сообщения рассказчиков.

Внимательно слушаем прозаические пересказы стихотворения.

— Какие недочёты?

Художники по ходу урока вывешивают рисунки.

Диалог с автором

Задаём вопросы автору и сами же отвечаем.

Первая строфа

— Почему автор выбрал ворона, а не какую-то другую птицу?

Справка консультанта. А.Н. Афанасьев: “По греческим сказаниям, ворон был вестником Аполлона и приносил ему свежую ключевую воду, то есть дождь из облачных источников. С этими данными вполне согласны русские поверья. Постоянный эпитет ворона — вещий: эта птица самая мудрая из всех пернатых, песни и сказки наделяют её даром слова и предвещаний”.

Вторая строфа

Лингвист ещё раз читает толкование слова “ракита”.

— Прочитайте третий стих. Какая возникает несуразица? (Ракита — дерево или кустарник семейства ивовых; растёт по берегам рек.)

— Почему же автор посадил ракиту в чистом поле?

Вспомните модель пространства восточных славян. (Запись на доске.)

(Чисто поле — переходная область между миром живых и миром мёртвых, так же как и река, море.)

— Ракита относится к семейству ивовых. Какие ассоциации вызывает у вас ива? (Ива плакучая — постоянный эпитет.)

— В каком значении употреблено слово “богатырь”? Почему?

Третья строфа

— Почему автором выбран сокол?

Справка консультанта. А.Н. Афанасьев: “...Любимыми и главнейшими воплощениями бога-громовника были орёл и сокол”.

— Посмотрите на схему мирового древа. (Запись на доске.)

— Почему кобылка “вороная”? (Чёрный — зловещий цвет.)

— Почему об убийце знают лишь сокол, кобылка и хозяйка?

Четвёртая строфа

— Почему сокол улетел в рощу?

Справка консультанта. А.Н. Афанасьев: “В древности древо жизни — дуб — находился в священной роще. В таких священных рощах приносили жертвы богам, устраивали праведный суд”.

— Почему “хозяйка”, а не “супруга”?

— Кого ждёт хозяйка? Почему?

Результаты работы следственных групп

Записать на листе три ответа по делу об убийстве богатыря (Кто убийца? Кто соучастники? Кто свидетели?). Каждая группа доказывает свою точку зрения.

Выводы следствия

Вариант 1

— О чём это стихотворение? (Измена жены и убийство мужа.)

— Это тема. А в чём основная мысль или идея? (Одиночество человека, даже если рядом близкие люди.)

Вариант 2

Виды информации в тексте:

  • Фактуальная информация (факты, события — то, что выражается словами).

— Какова в тексте фактуальная информация? (Убит богатырь, вороны хотят им пообедать.)

  • Подтекстовая информация (впрямую словами в тексте не выражается, возможны разные варианты).

— Какова подтекстовая информация? (Измена жены, сговор и убийство.)

  • Концептуальная информация (отношение писателя к жизни, основная мысль текста). (Пессимизм, одиночество, трагические ощущения.)

5. Формирование умения сравнивать два текста

— Преступление мы раскрыли. А единственная улика у вас сомнений не вызывает?

Это стихотворение Пушкина — перевод шотландской народной баллады «Два ворона» (Английская и шотландская народная баллада. М., 1988).

Ученик читает на английском языке балладу. Учитель читает перевод.

— В чём различие?

— А теперь сравните с другой английской балладой — «Три ворона». (Чтение.)

— В чём различие?

6. Домашнее задание (на выбор)

  • Перевод баллады «Два ворона».
  • Отчёт следователя по делу об убийстве богатыря.
  • Иллюстрации к стихотворению.
  • Выразительное чтение наизусть.
  • Рецензия на урок литературы.