Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №11/2005

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Л.Н. Гороховская, Б.И. Турьянская. ЛИТЕРАТУРА В 10 КЛАССЕ. Урок за уроком. М.: Русское слово, 2003. 480 с. Л.Н. Гороховская,
Б.И. Турьянская.
ЛИТЕРАТУРА
В 10 КЛАССЕ.

Урок за уроком.
М.: Русское слово,
2003. 480 с.

Что это такое — хорошая методическая литература? По-моему, она отличается от всей остальной тем, что пишут её учителя-практики “для себя” и для своих коллег, которым завтра (уже сегодня) идти на урок. А книги “для всех” частенько пишут люди, не имеющие к школе прямого отношения.

Авторы представляемой работы, опытные учителя-словесники, за десять лет совместного труда смогли написать, а издательство «Русское слово» выпустить уже пять подобных книг (с 5-го по 9-й класс). Эти пособия и рабочие тетради, а также сборник «Русская литература XIX века. Материалы для подготовки к экзаменам» хорошо знакомы словесникам.

Трудно представить себе подобное пособие по литературе без примерного планирования. Именно с него эта книга и начинается, причём, кроме разработки 122 уроков, 14 часов авторы предлагают использовать “по усмотрению учителя на уроки зарубежной литературы, а также для анализа творческих работ”. В планировании предусмотрено и проведение десяти классных контрольных сочинений, включая предэкзаменационное.

У авторов свой, неповторимый почерк, который не спутаешь ни с каким другим. В чём он проявляется?

Ну, хотя бы в том, что многие статьи с разработками уроков начинаются с замечательного эпиграфа.

Так, например, в разработке урока № 77 «Образ Раскольникова. Его теория. Преступление и наказание героя» предпослана фраза Пушкина из «Евгения Онегина»: “Мы все глядим в Наполеоны, // Двуногих тварей миллионы // Для нас орудие одно”.

Как известно, хороший урок начинается с предварительной подготовки к нему учителя и ученика. Именно поэтому авторы книги предлагают индивидуальные карточки-задания для учеников, приглашая их к сотворчеству, а не пассивному “присутствию” на уроке.

Большое внимание в книге уделяется анализу фрагментов эпических и поэтических произведений. Без этой работы нет хорошего урока, не говоря уж о подготовке выпускников школы к экзаменационному сочинению и ЕГЭ.

В условиях постоянного дефицита времени особенно ценно пособие, в котором представлены выдержки из критических статей классиков этого жанра и современных исследователей. Поэтому отрывки из статей Д.И. Писарева «Базаров», М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени», фрагменты из книги Д.Н. Овсянико-Куликовского «И.С. Тургенев» соседствуют с парадоксальными высказываниями П.Вайля и А.Гениса из их книги «Родная речь». Авторы пособия предоставляют слово В.Г. Белинскому и Н.А. Добролюбову, В.Б. Шкловскому и Б.М. Эйхенбауму и С.Г. Бочарову и Н.Н. Скатову…

Кроме всего прочего, в книге есть проблемные вопросы и задания, комментарии “тёмных мест” (урок № 36), разработки уроков-семинаров, уроков-диспутов, зачётного урока по прозе Чехова.

Хочется надеяться, что в скором времени появится и заключительная книга этой серии — пособие по литературе для 11-го класса.

Сергей Штильман