Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №11/2005

Я иду на урок

Я иду на урок

Жанна Кадола


Тема преступной власти в трагедиях Шекспира «Макбет» и Пушкина «Борис Годунов»

План-конспект урока в 9-м классе

Эпиграфы к уроку

Я смею всё, что можно человеку, // Кто смеет больше, тот не человек (Шекспир. «Макбет»);

…Я в кровь // Так далеко зашёл, что повернуть // Уже не легче, чем продолжить путь (Шекспир. «Макбет»);

И не уйдёшь ты от суда мирского, // Как не уйдёшь от Божьего суда (Пушкин. «Борис Годунов»).

Вступительное слово учителя

Власть. Это слово, обладая необъяснимой, загадочной силой, становилось желанной целью для многих людей. В чём секрет такого полного подчинения ей, власти? Сегодня, когда этот вопрос продолжает оставаться открытым, мы обратимся к урокам истории, ожидая ответов на собственные вопросы. Все ли средства хороши на пути к власти? Даёт ли долгожданная власть то, чего так ждут от неё? Сегодня мы обращаемся к шедеврам мировой литературы — трагедиям А.С. Пушкина «Борис Годунов» и Шекспира «Макбет». Мы погружаемся в глубокую древность, чтобы не совершить ошибок в современности. Итогом нашего анализа текста станет таблица, которую мы будем заполнять в течение обоих уроков.

— Когда происходит действие в трагедии Пушкина?

Ответ. Действие относится к так называемому смутному времени, к периоду с 1598 по 1605 год.

— Наши историки получали задание рассказать об этом времени необычно и интересно.

Выступление творческой группы историков

1. Для своего выступления мы воспользовались трудами русских историков Н.М. Карамзина «История государства Российского» и В.О. Ключевского «О русской истории». Борис Годунов принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя. Привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми недостатками ума и сердца. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверия, его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на всё способным.

Несомненно, страшная школа Грозного, которую прошёл Годунов, наложила отпечаток на его сердце. Его воспринимали как умного и деловитого человека, но на всё способного, не останавливающегося ни перед каким нравственным затруднением. Это “рабоцарь”, царь из рабов, представляется загадочной смесью добра и зла, игроком, у которого чашки на весах совести постоянно колебались.

2. А я заметил, работая с книгами, что Борис отлично понимал, что люди, которые идут к ступенькам престола, не любят и не умеют быть великодушными. Мне показалось необычным, что уже в 32 года Борис был советчиком и помощником царя Фёдора, то есть сама власть будто благоволила к Борису, не видя в нём соперника.

— А теперь посмотрим, каков Борис в тексте Пушкина. Останьтесь на минуту с текстом: какие слова в описании героя поразили, обожгли странной несовместимостью?

Примерные ответы. Например, отзыв Воротынского: “А он умел и страхом, и любовью, и славою народ очаровать…” Или: “Зять палача и сам в душе палач”, как сказал о нём Шуйский.

(Учитель своевременно напоминает о заполнении таблицы.)

— Итак, пушкинская характеристика соответствует исторической правде. Почему?

Ответ. Это неудивительно: Пушкин отыскивал документы в архивах и опирался на книги Н.М. Карамзина.

— Давайте оторвёмся от интереснейших страниц русской истории и обратимся к трагедии Шекспира. Что скажут наши исследователи древнеанглийской истории?

Историки. Действие происходит в Шотландии в XI веке, но вообще события, имеющие место в хронике, происходили в 1605–1606 годах. Историческое время действия в обеих пьесах совпадает, но они и современны! Это что, случайность?

— Не думаю. Мы найдём в текстах ещё много параллелей. Наверное, Пушкина волновало то же, что и Шекспира в эпоху Возрождения, что и нас с вами в начале XXI века. Поработайте с текстом, найдите характеристики Макбета.

Примерные ответы

Малькольм говорит о нём:

…он кровав
Развратен, жаден, лжив, хитёр, притворен,
Несдержан, полон всех грехов,
Которым дано названье…

Ангус:

               …на своих руках
он чувствует налипшие убийства…

— А теперь зачитайте другие характеристики и передайте в чтении своеобразие характера.

Историки

1. Итак, мы и в том, и в другом произведении встречаемся с сильными личностями, мечтающими о власти.

2. Когда Борису Годунову предсказали, что он будет править лишь семь лет, он воскликнул: “Хотя бы семь дней, но только царствовать!”

— Верно. Какими же путями добиваются тот и другой желанной цели? Как идут к ней?

Примерные ответы

— Оба идут через кровавое преступление, через убийство.

— Борис чужими руками убивает невинного ребёнка, Макбет — короля Дункана.

— Зачитайте, как это происходит... А как всё происходило в истории? О Шотландии нам говорить трудно, нет исторических трудов об этом времени... А в России?

Историки

1. Вот как примерно рассказывает об этом Н.М. Карамзин: Борис венчался на царство ещё пышнее и торжественнее Фёдора; народ благоговел в безмолвии. Но царь, осенённый десницею первосвятителя, забыв про устав, в порыве чувства воззвал: “Бог мне свидетель, что в моём царстве не будет ни сирого, ни бедного”, — и, тряся рубашку, промолвил: “Отдам и сию последнюю народу”. В храме были слышны звуки умиления и благодарности, народ плакал. Новый венценосец дал обет щадить жизнь преступников...

2. А между тем сам был преступником! По его приказу был убит царевич Дмитрий, который рос на глазах всего Углича и которого оплакивали пять дней...

— Итак, цель достигнута! Счастливы ли новоявленные властители? Найдите подтверждение в тексте.

Ответы

1. Нет, их мучает совесть. Сам Годунов признаётся: “Счастья нет в моей душе...”

2. Макбет говорит так:

И вот я заперт, стиснут, сдавлен, скован
Грызущим страхом...

— Почему же нет счастья? Ведь мечта наконец воплотилась в реальность!

Ответы

1. Потому что невозможно стать счастливым, убивая! Недаром Годунов делает вывод: “Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!”

2. А Шекспир подтверждает: повернуть назад уже невозможно, вечно клеймо убийцы, грех невозможно искупить.

— Хорошо. Но я заметила, что царственные преступники несчастливы и в семье. Подтвердите это.

Ответы

1. В трагедии Шекспира мы видим полный разлад в душе героя: размолвки с леди Макбет, потеря друзей, всеобщая подозрительность не отступают ни на шаг.

2. Мне показалось страшным наказанием отсутствие детей, проклятие и искоренение рода.

— Верно, но ощущают ли они сами свою греховность? В чём она выражается?

Ответы

1. Да, конечно. Внешне героям удаётся оставаться невозмутимыми, ведь, как мы выяснили, они очень целеустремлённые, сильные личности. Но всё же страх начинает овладевать ими.

2. Не только страх, но ожидание справедливого возмездия.

3. Наверное, и ощущение собственного “падения” не обходит стороной трагического разъединения с миром. Особенно мучает совесть, по-моему, Бориса.

4. Именно поэтому преследуют их призраки: Бориса — “мальчики кровавые”, а Макбета — “окровавленный младенец” и призрак Банко, убитого им.

— Кого обвинили в убийствах?

Примерные ответы

1. В трагедии Пушкина — Иуду Битяговского, а также трёх человек, растерзанных на месте; косвенной виновницей признали няню, не сумевшую уберечь ребёнка.

2. В трагедии Шекспира обвинили слуг, залитых кровью Дункана. Бежавшие сыновья короля Малкольм и Дональбайн обвинены в соучастии, в сговоре.

— А теперь главный вопрос: что же влечёт за собой злодеяние? Подумайте. Обратитесь к тексту.

Ответы:

1. Что день, то казнь. Тюрьмы битком набиты...

государь... доносчиков допрашивает сам... — это у Пушкина.

2. В трагедии Шекспира за одним убийством тянется целая цепочка: и Банко, и семья Макдуфа...

3. И, как следствие, Макбет лишается сна! Не может молиться... “аминь” застряло в горле...

— Молодцы! Посмотрите, как я изобразила схематически “фейерверк” смертей, взорвавшихся вслед за убийством Дункана, и злодеяний, сопровождающих грех Годунова.

(Составление общими усилиями опорной схемы-конспекта.)

Сумасшествие
допросы Дункан
казни слуги
юродивый Банко
Фёдор и Мария семья Макдуфа
“отравили себя” Сивард
  самоубийство жены
духовная и физическая смерть

Продолжение аналитической беседы

— Где пытаются оба властителя найти опору?

Ответы

1. Борис Годунов — в религии. Царь-грешник обращается к монахам с просьбой молиться “за нас”.

2. А мне запомнился эпизод с юродивым, которого Борис тоже просит молиться за него, но юродивый пророчит беду...

3. А Макбет ищет успокоения в самооправдании, нарастает число монологов героя, отрывки я зачитаю... Он пытается успокоить себя волевым усилием, но тщетно...

— Как же грешники замаливают свои грехи?

Ответы

1. Макбет каждый день устраивает пиры и раздаёт должности. Пытается быть добрым, смиренным.

2. А Годунов говорит так:

Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать...

Учитель. Да, щедростью, притворной добротой замаливают властители страшные преступления. И хитрят, и занимаются самоуспокоением, но всё уже бесполезно. И вот уже власть не в радость.

На своих руках он чувствует налипшие убийства;
...Он чувствует, что власть
Болтается на нём, как плащ гиганта
На низкорослом воре...

— Что это? Власть оказалась не “по плечу”? Ноша оказалась слишком тяжёлой?

Ответ. Да, власть, доставшаяся преступным путём, ужасна, она гнетёт, делает окончательным преступником.

— И ещё вопрос: а что делает власть в лице Годунова и Макбета ненаказуемой, что у прошлых правителей способствовало распущенности нынешних?

Ответы

1. Дункан был очень доверчивым. В начале трагедии он награждает “верного” Макбета, приезжает к нему в замок, не подозревает его предательства. Королю не хватает политической зоркости.

2. Историк Ключевский в царе Фёдоре также отмечает в определённом смысле слова слабость. Это было определено исторически: у него деспотичен отец, мать болела, Фёдор рос болезненным. Династия в его лице вымирала. На престоле он искал опоры, того, кому можно непосредственно передать власть — так было в истории.

3. В трагедии об этом сказано так:

                                Но царь
На всё глядел глазами Годунова,
Всему внимал ушами Годунова...

4. Это был человек чувствительный, обладающий интуицией, верующий искренне в Бога. Алексей Толстой описывает, как он обращается к Годунову:

Какой я царь? Меня во всех делах
И с толку сбить, и обмануть не трудно,
В одном лишь только я не обманусь:
Когда меж тем, что бело иль черно,
Избрать я должен — я не обманусь.

5. Таким образом, слабость, несостоятельность власти выдвигает на политическую арену не только авантюристов, но и преступников. Отсутствие сильной, особенно в духовном смысле слова, власти порождает нестабильность в материальном плане и бездуховность в нравственном плане.

— Заметили ли вы ещё какие-либо необычные образы в трагедиях? В чём их художественное значение?

Ответ. Это некие потусторонние силы. У Макбета — ведьмы, пророчащие корону и появляющиеся ещё пять раз...

— Когда же они появляются?

Ответы

1. Как правило, в самые напряжённые моменты действия, искушая героя.

2. А Годунов обращается к гадалкам и предсказателям:

                         ...Кудесники сулят
Дни долгие, дни власти безмятежной... —

своё преступление оправдывая предзнаменованиями судьбы.

— Итак, каков же итог жизни героев?

Ответ. У Шекспира действие заканчивается неопределённо: “уходят, сражаясь”, Макбет и Макдуф. Мне не совсем ясно, почему автор не наказывает героя, принёсшего столько трагедий?

— Давайте подумаем. А Годунов, как известно, умирает, совершенно измученный.

Ответы

1. Может быть, Шекспир, не показывая гибели героя-убийцы, напоминает, что зло не так просто искоренить, что оно вечно? Ведь последние слова его такие:

                   Я не сдамся,
Чтоб землю целовать у ног Малькольма
И чтоб меня травила ярость черни...
...Смелей, Макдуф, не трусь!
И проклят тот, кто крикнет: “Стой, сдаюсь!”

2. Да, Макбет сам не раскаялся, не хочет понять всей жестокости своего поступка, поэтому он будет жить и мучиться.

3. А я думаю, что добро всё же победит, а Макбет, хоть и остался жить, но осуждён на изгнание и одиночество.

— Так что погубило двух сильных людей, одержимых одной идеей, “заболевших” одним страшным недугом, имя которому “власть”?

Ответ. Жестокость, честолюбие, тщеславие без границ, отсутствие нравственных принципов, разрешение крови.

— Как хорошо сказали: разрешение крови. Ведь об этом предупреждал нас ещё один великий пророк — Ф.М. Достоевский. У нас об этом разговор впереди. А сейчас постараемся сделать вывод: какое будущее у власти, добытой преступным путём?

Примерные ответы

1. Такая власть не имеет будущего. А стремящийся к ней заранее обречён на мучения.

2. Остатки совести, “натуры” не дадут новому властителю жить спокойно. Он запутается окончательно.

3. Преступление, разрешённое дважды, обязательно повторится, одна смерть влечёт за собой другую. Безнравственное продвижение к своей цели, при котором все средства хороши, убивает в человеке всё лучшее, побеждает душевные порывы любви, жалости, сочувствия, милосердия.

— Это действительно так. И Шекспир, и Пушкин в своих трагедиях подняли вечные проблемы. Они актуальны и для нашего времени. Для нас не секрет, что многие люди, жаждущие власти, подразумевают под этим словом безраздельное владение душами людей, а свободу понимают как вседозволенность. “Свобода и власть, а главное — власть!..” — так сказал один из героев Достоевского, разрешая себе делить людей по принципу их полезности. Мы не заканчиваем этот разговор, мы не ставим точку в разговоре. Будем думать, размышлять и слушать своё сердце...

Таблица наблюдения и сравнения (к концу урока заполняется)

 

А.С. Пушкин “Борис Годунов”

В.Шекспир “Макбет”
I. Характеристика героя I. Характеристика героя
“Вчерашний раб, татарин,
Зять Малюты,
Зять палача и сам в душе палач;
Возьмёт венец и бармы Мономаха”. (Шуйский.) “А он умел и страхом, и любовью,
И славою народ очаровать...” (Воротынский.) “Кровь невинного младенца
Ему ступить мешает на престол”. (Воротынский.) “Лукавый царедворец”. (Воротынский.)
“...Он кровав,
Развратен, жаден, лжив, хитёр, притворен,
Несдержан, полон всех грехов, которым
Дано названье...” (Малькольм.)

“...В преисподней нет проклятей беса
И хуже, чем Макбет”. (Макдуф.)

“...На своих руках
Он чувствует налипшие убийства;
Измены мстят ему за вероломство;
Ему послушны только по приказу,
Не по любви; он чувствует, что власть
Болтается на нём, как плащ гиганта
На низкорослом воре...” (Агнус.)

II. Время действия: 1598–1605 гг. II. Время действия: действие происходит в Шотландии в XI в., но события, описанные в хронике, имели место в 1605–1606 гг.
III. Место действия: Россия, Польша, Кремль, Красная площадь, Углич, Чудов монастырь. III. Место действия: Шотландия, Англия.
IV. Цель: власть IV. Цель: власть.
V. Способ достижения: убийство. V. Способ достижения: убийство.
VI. Оправдались ли ожидания? VI. Оправдались ли ожидания?
“…Ничто не может нас
среди мирских печалей успокоить;
ничто, ничто... едина разве совесть...”;
“…да, жалок тот, в ком совесть нечиста...”;
“счастья нет в моей душе...”
“Вот я заперт, стиснут, сдавлен, скован
Грызущим страхом...”
Размолвки с леди Макбет, отсутствие детей, полный душевный разлад, потеря искренних друзей, всеобщая подозрительность.
VII. Счастлив ли в семье? VII. Счастлив ли в семье?
“Я дочь мою мнил осчастливить браком —
Как буря, смерть уносит жениха...”;
“Кто ни умрёт, я всех убийца тайный...”
Не счастлив.
VIII. Как звучит голос совести? VIII. Как звучит голос совести?
“Мальчики кровавые в глазах...” Призрак Банко, “окровавленный младенец”.
IX. Кого обвинили в убийстве? IX. Кого обвинили в убийстве?
“Безбожную предательницу мамку”, Иуду Битяговского, бежавших и схваченных трёх убийц. Слуг, которых якобы в гневе убивает Макбет, Малькольма и Дональбайна, сыновей Дункана в сговоре со слугами.
X. Где ищет опору и утешение? X. Где ищет опору и утешение?
В религии:
“Пусть молятся они (монахи) за нас...”; обращается к юродивому: “Молись за меня, бедный Николка...”
В самоуспокоении, самооправдании.
XI. Как замаливает грехи? XI. Как замаливает грехи?
“Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь снискать...”
Раздаёт должности, устраивает пиры.
XII. Какие силы вмешиваются в судьбу? XII. Какие силы вмешиваются в судьбу?
”Кудесники сулят
Дни долгие, дни власти безмятежной...”
Ведьмы, пророчащие корону и появляющиеся в самый напряжённый момент действия.
XIII. Что влечёт за собой убийство? XIII. Что влечёт за собой убийство?
“Что день, то казнь. Тюрьмы битком набиты.
На площади, где человека три
Сойдутся, — глядь — лазутчик уже и вьётся,
А государь досужною порою
Доносчиков допрашивает сам...”
Другие злодеяния: Дункан — слуги — Банко — семья Макдуфа — Сивард...
Не может молиться: “Я жаждал помолиться, но “аминь” застряло в горле”.
Лишается сна: “Макбет не будет спать!”
Одно преступление влечёт другие
XIV. Главные черты личности: XIV. Главные черты личности:
честолюбие, жестокость, тщеславие. разрешение преступления.
XV. Мнение о предыдущих правителях: слабость. XV. Мнение о предыдущих правителях: слабость.
XVI. Отношение к народу: XVI. Отношение к народу: равнодушие.
“Нет, милости не чувствует народ:
Твори добро — не скажет он спасибо;
Грабь и казни — тебе не будет хуже…”
XVII. Общий вывод: безнравственность. XVII. Общий вывод: безнравственность.