Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №11/2005

Архив

Ключ к номеру

Тревожные события, происходящие вокруг школьного литературного образования, настораживают многих наших читателей. Это со всей ясностью показал недавний День учителя литературы на нашем традиционном Марафоне учебных предметов, об этом свидетельствует редакционная почта, в том числе электронная, постоянные звонки словесников, родителей и даже школьников в редакцию.

Сегодня в «Трибуне» — статья, посвящённая не просто отстаиванию наших профессиональных и педагогических интересов. И.В. Щербина призывает коллег к жёсткому самоанализу, к поиску современных, эффективных форм учительского самообразования. Полагаем, что обсуждение этой проблемы, уже обозначенной на страницах предыдущих номеров «Литературы», должно стать постоянным, обретая своеобразную форму актуальной работы в контексте целей нашего Педагогического университета «Первое сентября».

Как помнят наши постоянные читатели, традиционно один из летних номеров мы полностью посвящали изучению жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина в школе. И в новых форматах не будем отказываться от начинаний, поддержанных коллегами. Все основные материалы этого номера так или иначе связаны с Пушкиным. Учебно-методические разработки учительницы из Хакасии Ж.В. Кадола посвящены вопросу изучения взаимосвязей русской и зарубежной литератур на уроках. И неудивительно, что автор в своих построениях опирается главным образом на пушкинские произведения с их “способностью всемирности, всечеловечности, всеотклика”. В условиях ограниченности отводимых на литературу часов предлагаемые Ж.В. Кадола методические решения достаточно эластичны для их применения при анализе и других программных произведений, а вместе с тем открыты для усовершенствования.

“Чтение — вот лучшее учение”, — любил повторять Пушкин. Выработать умение читать и понимать художественное произведение — одна из главных целей литературного образования, лейтмотивно выраженная и в этом номере (репортаж об олимпиаде, выступление И.В. Щербины). В яркой статье литературоведа и педагога А.Ю. Сергеевой-Клятис дан богатый материал для аналитических разборов классических текстов. Идя от бытового, общеизвестного к сложным интеллектуальным конструкциям, автор делом помогает словесникам избегать как упрощений, так и наукообразия. Парадоксальное и вместе с тем обоснованное решение, вновь с опорой на стихотворение Пушкина («Ворон к ворону летит…»), предлагает С.Г. Ясинская тем, кто испытывает затруднения при работе с учениками в освоении способа “медленного чтения”. Наконец, вечной проблеме взаимосвязей литературы и жизни, персонажа и прототипа, что постоянно необходимо разъяснять ученикам, посвящена статья В.А. Ярхо. Разумеется, Кирила Петрович Троекуров — не копия самодура Льва Измайлова. Ярхо подчёркивает другое, важнейшее: поиск прототипа должен иметь целью не документализацию художественного текста, а установление новых сторон его многозначности.

Очерк об одном из не самых известных музеев, посвящённых Пушкину, помимо прочего, побуждает всех, кому дорого восстановление культурного пространства России, рассказать нашим читателям о своих литературных достопримечательностях. В рубрике «Литературная карта», открытой рубрике, мы печатали работы и школьников.