Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема 305. “Если душа родилась крылатой…”.

(По лирике М.И. Цветаевой)

Приведённая цитата должна быть развёрнута в понятную для ученика сторону. Интерес состоит в том, что развернуть цитату можно в несколько одинаково масштабных тем, во многом пересекающихся.

1. «Тема творчества, назначения поэта в лирике Цветаевой».

2. «Образы поэтов (А.С. Пушкин, А.А. Блок, А.А. Ахматова, В.В. Маяковский, С.А. Есенин) в цветаевском творчестве».

3. «Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи».

В свою очередь, сложность состоит в том, чтобы доказать экзаменаторам, что именно выбранный учеником разворот темы наиболее точно отвечает приведённой цитате.

Ещё одна проблема: как правило, стихотворений, изучаемых в рамках школьной программы, недостаточно для того, чтобы в полном объёме раскрыть каждую из заявленных тем.

Приведём стихотворения, которые могут стать опорными при раскрытии каждой из тем.

1. «Моим стихам, написанным так рано…», «Я — страница твоему перу…», «Стихи растут, как звёзды и как розы…», «Что другим не нужно — несите мне!..», «Я счастлива жить образцово и просто…», «Муза», цикл «Поэт», «Не нужен твой стих…», «Вскрыли жилы: неостановимо…».

2. Цикл «Стихи к Пушкину», «Поэт и царь», цикл «Стихи к Блоку», «Анне Ахматовой», из цикла «Ахматовой», «Маяковскому», цикл «Маяковскому», «Расстояние: вёрсты, мили…», «Памяти Сергея Есенина».

3. «Уж сколько их упало в эту бездну…», «Я знаю правду! Все прежние правды — прочь!..», «Есть колосья тучные, есть колосья тощие…», «Когда-нибудь, прелестное созданье…», «Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!..», «Две руки, легко опущенные…», «Пригвождена…», «Есть в стане моём — офицерская прямость…», «Душа», «Кто — мы? Потонул в медведях…», цикл «Стихи к сыну», «Родина», «О поэте не подумал…», «Двух станов не боец, а — если гость случайный…».

Возможны различные, но обязательно обоснованные комбинации из названных выше тем.

Очень важно предупредить детей о том, чтобы они не пользовались утверждениями-штампами, чтобы каждый свой тезис подтверждали цитатой. При разговоре о лирике (особенно когда плохо эту лирику знаешь) очень легко уйти в общие фразы и голословные утверждения. Опора на текст — главное условие успеха подобного сочинения. В связи с этим неплохо было бы заранее повторить правила введения цитат.

Учитывая всё вышесказанное, посоветуем браться за эту тему только при умении работать в строго заданных координатах и при хорошем знании лирики Цветаевой.

Рейтинг@Mail.ru