Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема 258. Стихотворение С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

(Восприятие, истолкование, оценка)

Невозможно сказать об этом стихотворении так, чтобы не повториться: так оно “заезжено”, разобрано-переразобрано. Но мы ведь не сочиняем очередную шпаргалку для экзамена, поэтому рискнём предложить общеизвестные тезисы, облечённые в форму так часто критикуемых сегодня тестов. Ответы можно записывать в виде предложений, тогда получится костяк сочинения. Материал, содержащийся в вариантах ответов, в некоторых случаях (3, 4, 8, 9, 10) также пригодится при построении рассуждения. Если эти задания не впишутся в формат предэкзаменационной консультации, их можно использовать на уроке.

1. В каком из перечисленных стихотворений используется тот же стихотворный метр, что и в «Спит ковыль…»?

а) Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу…»;

б) Пушкин. «Зимняя дорога» («Сквозь волнистые туманы…»);

в) Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…»);

г) Тютчев. «О чём ты воешь, ветр ночной?..».

2. Назовите художественное средство, которое не используется в 1-й строфе:

а) звуковые повторы;

б) инверсия;

в) аллегория;

г) метафора.

3. Какой традиционный для темы родины в русской поэзии мотив преобладает во 2-й строфе?

а) мотив заброшенности родного края;

б) мотив парадоксальности, широты русской души;

в) мотив смирения и долготерпения народного;

г) мотив сострадания народному горю.

4. Какой художественный принцип изображения природы, присущий лирике Есенина, характерен и для этого стихотворения?

а) использование цветовых эпитетов;

б) особая религиозная символика;

в) одушевление природы (антропоморфизм);

г) связь пейзажных мотивов с возрастным течением человеческой жизни.

5. Основное отличие трёх последних строф от трёх первых:

а) другой стихотворный размер;

б) противопоставление “старой” и “новой” родины;

в) появление мотива любви к родине;

г) другой способ рифмовки.

6. Какой мотив становится сквозным в трёх последних строфах?

а) смерти;

б) неприятия новой жизни;

в) счастья;

г) смирения.

7. Какой художественный приём применяется в 5-й строфе для придания основной мысли выразительности?

а) гротеск;

б) антитеза;

в) гипербола;

г) параллелизм.

8. Какая из приведённых ниже цитат из стихотворений Есенина 20-х годов не созвучна строкам: “Дайте мне на родине любимой, // Все любя, спокойно умереть!”?

а) “Теперь со многим я мирюсь // Без принужденья, без утраты…”;

б) “На земле, мне близкой и любимой, // Эту жизнь за всё благодарю...”;

в) “Приемлю всё, как есть всё принимаю…”;

г) “Дар поэта — ласкать и карябать, // Роковая на нём печать”.

9. Какая строка наиболее близка по смыслу стихам: “…Как чужая юность брызжет новью // На мои поляны и луга”?

а) “Другие юноши поют другие песни”;

б) “Я полон дум о юности весёлой”;

в) “О, возраст осени! Он мне // Дороже юности и лета”;

г) “Эх ты, молодость, буйная молодость…”.

10. Какое из поэтических заявлений не принадлежит Сергею Есенину?

а)

Теперь в советской стороне
Я самый яростный попутчик;

б)

Я последний поэт деревни;

в)

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь»;

г)

Я всю свою звонкую силу поэта
тебе отдаю, атакующий класс!

Рейтинг@Mail.ru