Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема 230. В чём смысл финала пьесы М.Горького «На дне»?

Чтобы уяснить смысл финала, надо договориться, что мы называем таковым: последнюю реплику, последнюю сцену или последний акт. Мы пойдём от того, что это 4-й акт горьковской пьесы, которая считается философской, а значит, и вся она, и её финал в частности, могут быть истолкованы по-разному.

4-й акт — это изображение ночлежки после ухода Луки. Сопоставьте ремарки, открывающие четвёртый акт, с ремарками перед первым актом (до его прихода). Прокомментируйте различия.

Проследите развитие дискуссия. Какое место занимают в ней реплики Сатина и Барона? Клеща и Насти? В чём суть спора о законе, по которому “надо жить”, чем этот спор завершается? Как он связан с основной проблематикой пьесы — раздумьях о человеке, споре о правде? Отметьте, как возрастает напряжённость разговора в репликах Насти и Актёра. Чем близки эти персонажи? Против чего они бунтуют? Что могут означать слова Сатина: “Пускай кричат… разбивают себе головы… пускай! Смысл тут есть!..”?

Как подготовлен в пьесе монолог Сатина о “правде”? Прокомментируйте слова Сатина о Луке: “он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей”, “подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету”. Сатин не соглашается с Бароном, что старик “шарлатан”, и утверждает, что старик знал “правду”. В то же время он говорит о “лжи утешительной” и “лжи примиряющей”, считая, что старик “врал”. К какому из “видов” он относит ложь Луки? В чём же тогда “правда” Луки о человеке? Почему, рассказывая, как ответил Лука на вопрос о том, зачем живут люди, Сатин имитирует голос Луки и подражает его манере?

В чём смысл диалога Насти и Барона, который следует за рассказом Сатина? Как можно понимать слова Сатина: “Чем она хуже тебя?” Только как напоминание о том, что “дно” стёрло социальные различия, или шире? Какой итог этой части разговора подводят слова Клеща: “…везде люди… Сначала не видишь этого… потом поглядишь, окажется, все люди… ничего!”

Как подготовлен предшествующим действием монолог Сатина о Человеке? Что делает его речь убедительной? Покажите, что мысль здесь движется не логикой. Подумайте, чем. Отметьте афористичность высказываний.

Просьба Актёра помолиться за него звучит после слов Сатина о свободе выбора: “Человек свободен… он за всё платит сам…”, а его уход, как вскоре станет известно, это и есть его выбор. Каково поведение персонажей после ухода Актёра? Сравните со сценой, с которой начинается драма. Прокомментируйте различия. Кто виноват в гибели Актёра и насколько правомерен такой вопрос? Какую песню “испортила” смерть Актёра?

Аргументируйте или опровергните утверждение, что главный итог проповеди Луки, а значит, и всей пьесы — “в общей гуманизации ночлежки, в создании к концу пьесы атмосферы человечности, которая даёт реальную возможность людям «на дне» оставаться людьми” (И.К. Кузьмичёв). Аргументируйте или опровергните, опираясь на проведённый анализ, утверждение, что в развязке пьесы оптимистическое начало берёт верх над безнадёжностью и отчаянием. Приведите другие известные вам трактовки финала. Как философский характер драмы подтверждается наличием различных, порой противоположных её интерпретаций?

Рейтинг@Mail.ru