Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема 159а. Разговор Раскольникова с Соней на её квартире.

(Анализ эпизода из главы 4, части 4 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

В заголовке темы есть некоторая неточность: у Сони нет “квартиры”, она, как и Раскольников, снимает комнату “от жильцов”.

Перечитаем начало эпизода: приход Раскольникова и рассматривание им Сониной комнаты. Отметим детали, говорящие о бедственном положении Сони: дом старый, лестница узкая и тёмная, крошечная передняя, продавленный стул, искривлённый подсвечник и другие. Найдём детали, передающие настроение, имеющие эмоционально-психологический оттенок: эпитеты “продавленный”, “искривлённая”, “низкая”, “наглухо”, “неправильного”, “уродливое” и другие, неопределённые наречия и местоимения как будто, как-то, что-то и другие. Рассмотрим детали цветовые: дом зелёный, обои желтоватые и другие. Объясним символический смысл деталей, содержащих евангельские параллели: сарай, фамилия Капернаумовы. Сделаем вывод о многообразии функций художественных деталей, их психологизме и соотнесённости с евангельским сюжетом, находящимся в центре эпизода.

Проанализируем диалог Сони и Раскольникова до сцены чтения евангелия. Как вы понимаете слова авторского комментария о выражении лица Сони — “ненасытимое сострадание”? Что означает внезапное “ты” Раскольникова: фамильярность или интуитивно осознанную близость, признание её равной себе или какое-то другое признание? Как может быть истолкована сцена коленопреклонения? Не предвосхищает ли она будущего признания Раскольниковым Сониных убеждений своими?

Рассмотрите сцену чтения евангелия. Каков буквальный смысл истории воскрешения Лазаря? Может ли, на ваш взгляд, Раскольников “буквально”, как он утверждал ранее в разговоре с Порфирием Петровичем, верить в него? Почему же он настаивает на чтении?

Достоевский подробно и неоднократно описывает Соню во время чтения. Какие детали её поведения отмечены и как они передают её состояние? Каков смысл замечания “она знала наизусть, что читала”? Чем близок Соне этот рассказ о чуде? Какой оттенок в этом контексте приобретают детали, связанные с мотивом смерти: “пальцы, как у мёртвой”, “умертвила… себя” и другие? Какова кульминация сцены чтения евангелия? В чём символика числа “четыре” и как она усиливается многочисленными повторами? Какова роль художественной детали “Лизаветино” евангелие? В чём символический смысл параллели “Раскольников–Лазарь”? Будет ли “чудом” “воскресение” Раскольникова?

По логике Раскольникова, Соня “загубила жизнь”, правда, свою, но “это всё равно”, и в одиночку она не выдержит, как и он. Говоря “ты тоже переступила… смогла переступить”, признаёт ли Раскольников невольно Сонино превосходство? Он предлагает ей идти вместе с целью взять власть над “дрожащею тварью”. Как понимает его Соня? Каким высказыванием автор подчёркивает близость героев?

Проследим упоминания о детях в тексте эпизода и убедимся, что это сквозной мотив всего разговора. Что могут означать слова Раскольникова: “А ведь дети — образ Христов…” в контексте его разговора с Соней? Обратимся к строчкам эпилога о Соне и Раскольникове: “сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого” и соотнесём их с итогами проделанного анализа. Сделаем вывод о роли эпизода.

Рейтинг@Mail.ru