Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема 155. Евангельские мотивы в прозе Ф.М. Достоевского. (По роману «Преступление и наказание»)

В «Преступлении и наказании», как и в других произведениях Ф.М. Достоевского, евангельские мотивы являются не просто условной формой художественного мышления, но органично связаны с мировоззрением писателя. Они проявляются и в сюжетной структуре произведения, и в системе образов (прежде всего образов персонажей), и в идейном строе.

Главный герой романа берёт на себя роль мессии и соотносится с образом Спасителя. “Экспериментальное” преступление ради проверки теории — отчаянная попытка помочь всем “униженным и оскорблённым” и построить “новый” (справедливый, как кажется герою) мир. Статья Раскольникова делает его по отношению к другим (вспомним разговор студента и офицера в распивочной) духовным лидером. Однако если евангельский Христос жертвует жизнью (в этом смысле должны пониматься его слова в Евангелии от Иоанна: “положить душу свою за друзей своих”), то Раскольников намеревается буквально погубить душу: его “наполеоновские” планы требуют отказа от человечности. Поэтому образ главного героя в романе строится как своего рода пародия на Христа (например, признание Раскольникова в совершённом преступлении — своего рода Антиголгофа). Путь индивидуалистического бунта противопоставляет Раскольникова идее христианской жертвы, которая в романе соотносится прежде всего с Соней Мармеладовой — “вечной Сонечкой”.

Впрочем, Соня Мармеладова — человек, которого Раскольников действительно спасает (как и она спасает его): любовь, которую испытывает герой к Соне, как бы “отпускает” ей грех, “возвращает” её в круг людей.

Образ “блудницы” Сони Мармеладовой напоминает о евангельской Марии Магдалине. Кроме того, Соня и сестра Раскольникова Дуня соотносятся с сёстрами Лазаря, благодаря которым Христос воскрешает Лазаря. Фраза, звучащая в эпилоге: “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого” (ср. известный афоризм из Первого послания Иоанна: “Бог есть любовь”) — выражает одну из главных христианских идей, лежащих в основе идеологии романа.

В Евангелии с образом Понтия Пилата связана коллизия мирского и Божьего суда (примечательно имя следователя — Порфирий Петрович). “Земной” суд — неправедный, поскольку принадлежит к системе несправедливых общественных отношений. Наказание Раскольникову выносит Божий суд — то есть собственная совесть героя (идея Бога в душе). Мотив раскаяния в романе развивает евангельский мотив покаяния как основы спасения и возрождения.

Образный строй романа включает систему христианских “знаков”, создающих определённую атмосферу и позволяющих соотносить петербургский сюжет с мотивами евангелия (например, фамилия квартирного хозяина Сони — Капернаумов). Центральное место в этом отношении занимает прямая цитата из евангелия — притча о воскресении Лазаря, которую Соня читает Раскольникову. Данный сюжет звучит как метафора духовной смерти героя — за которой, однако, обещано воскресение (этот мотив развивается в эпилоге).

Однако, несмотря на победу “Божьей правды” в душе героя, финал романа выглядит неоднозначно: торжество христианских идей в одной или нескольких душах еще не означает их торжества в мире, символом которого является Петербург.