Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема 125а. Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы.

(По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Методический комментарий к темам. Составляя консультации по роману И.С. Тургенева, мы несколько изменили последовательность, в которой темы предлагаются в списке, и объединили некоторые из них. Думается, что повторять роман лучше следуя логике “от простого к сложному”. К тому же, оговоримся сразу, темы, предлагаемые в списке, далеко не равноценные. Так, например, тема «Роль портрета…» сугубо филологическая: раскрыть её можно только в том случае, если превосходно знаешь текст. Если нет — ответ на проблемный вопрос исчерпывается одним словом — “велика”. Темы подобного типа относятся к числу так называемых узких тем. Но одновременно в списке есть темы интересные, но чрезвычайно широкие: «Тема любви…», «Смысл названия и проблематика…». Наиболее удачна, на наш взгляд, тема «В чём сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой?», так как она заставляет думать, размышлять и не подразумевает однозначного ответа на поставленный вопрос. В списке представлены темы разных жанров: сочинение “по цитате”, сравнительная характеристика, ответ на проблемный вопрос, сочинение на теоретико-литературную тему. В поддержку такого разнообразия и мы постарались выстроить свои консультации: где-то дали развёрнутый текст, где-то тезисы, где-то ограничились кратким комментарием. При этом мы исходили из того, что роман «Отцы и дети» изучен достаточно обстоятельно, и на этапе повторения можно, не “пережёвывая пройденное”, условно говоря, “перечитать” роман, углубить его понимание.

Небольшое замечание к теме 125а. Она имеет столь давнюю “методическую” традицию, что мы позволили себе не повторять общеизвестное (это включается в сочинение, что называется, “по умолчанию”), а остановиться на тех моментах, которые могут показаться интересными.

Во вступительной части сочинения можно сказать об антитезе как композиционном приёме, основанном на контрастном изображении героев, ситуаций, сцен, частей художественного произведения. На этом приёме построен весь роман. Откроем начало. Перед нами Николай Петрович, один из “отцов”, барин “лет сорока с небольшим”, владелец “фермы”, отец семейства. Нам симпатичны его деликатность, благородство, мягкосердечие. Но практически сразу автор подчёркивает что-то детское, беззащитное в облике Николая Петровича: хроменький, пухленький, трусишка, ножки… Эти слова контрастируют с положением барина. Да и барином он как-то себя не чувствует: заигрывает с мужиками: “Живей, живей, ребята, подсобляйте… на водку будет”. Интересна и биография Николая Петровича — сплошные “говорящие” даты: 1835, 1847, “…48 год”, 1855, 1859 — и сопровождающие их “домашние события”: вышел кандидатом, умерла жена, повёз сына в университет.

Очевиден контраст его с братом, Павлом Петровичем, аристократом (здесь необходимо обратиться к главе 7 и дать краткую характеристику старшего Кирсанова), в биографии которого дат, кстати, нет, кроме одной — 1848 года, когда различие между братьями уменьшилось: “Николай Петрович потерял жену, Павел Петрович потерял свои воспоминания”. А что же осталось? У младшего брата — любимый сын и… новая семья, Пушкин и виолончель, “ферма”, которая никак не идёт. У старшего — “принсипы”. Младший более мягок, податлив, готов сдаться без боя (“отставной человек”), но вместе с тем способен преодолеть сословную преграду, женившись на Фенечке. Однако делает он это только после того, как ему это предложит Павел Петрович (анализируем разговор после дуэли), потому что любит брата и уважает его принципы.

Для Кирсанова-старшего “принсипы” — не просто слова (обратившись к 10-й главе, даём подробную характеристику его взглядов и убеждений), это всё, что у него осталось в жизни, поэтому драться в прямом и переносном смысле он будет за них до конца, но и он признаёт своё поражение: “…Мы люди старые и смирные; пора нам отложить в сторону всякую суету”. Но этот приговор не страшнее авторского: “Да он и был мертвец”.

Но Кирсанов-старший жив, мы встретимся с ним в финале романа. А что, кстати, в финале? Николай Петрович счастлив в семье, счастлив, что передал “ферму” Аркадию, окружён теплом и заботой. А Павел Петрович доживает свой век за границей. Итак, в итоге жизнь блистательного англомана не состоялась: оставлена карьера, любовь сломала жизнь, которая прошла на краешке “чужого гнезда”. А жизнь “трусишки” состоялась? Или тоже нет? В поисках ответа на этот вопрос выпускнику невольно придётся вступить в диалог с автором. И если он состоится, это будет настоящее сочинение, а не воспроизведение того, что прочитано на страницах учебника или услышано на уроке.

Рейтинг@Mail.ru